Когда появился официальный моногамный брак
В результате отношения иждивения между матерью и детьми, которые были порождены общественной необходимостью в обеспечении содержания детей, были по своей природе общественными, экономическими, выступали в глазах людей как производные от естественных, биологических уз, как их необходимая сторона. Мужчина был связан с детьми не непосредственно, а только через жену. Он был обязан участвовать в содержании детей только потому, что был мужем их матери. Понятие «отец» совпадало с понятием «муж матери». Породительство, биологическое отцовство во внимание обществом не принималось и не имело общественного значения.
Когда мужчина стал единственным иждивителем, положение изменилось. Его иждивенческие отношения к детям приобрели прямой, непосредственный характер. Что же касается отношений наследования, то они иного характера, кроме прямого, в обществе классовом носить и не могли.
Указания на моногамное существование обнаруживают и в косвенных свидетельствах образа жизни древних людей. Однако существование полигинии во множестве социумов по всему миру говорит о том, что моногамия не была единственным определяющим путем развития общества. Ее закрепление в некоторых социумах было определено климатом и путем добычи пищи, а ее эволюция нуждается в дальнейшем исследовании.
Согласно разработанной модели, мужчины и женщины склонны к моногамному существованию в областях скудных земель, нуждающихся в интенсивном труде при обработке.
В такой ситуации мужчина рискует слишком раздробить плоды своих трудов между больших количеством отпрысков и в итоге, возможно, лишиться их всех.
Когда появился официальный моногамный брак
Исключением являются малочисленные африканские племена.
Существует множество споров по поводу истинного понимания моногамии. Одни специалисты утверждают, что таковыми могут признаваться отношения, когда супруги единожды женаты и больше не вступают в брак даже в случае развода.
Однако сегодня на практике даже при семейных отношениях, подразумевающих верность друг другу двоих партнеров, после расторжения союза предполагается вступление в новый. Сегодня специалисты трактуют такое явление, как последовательная полигамия. Отсюда моногамия как чистый вид брака практически утрачена в развитых странах, хотя она является древнейшей и основной формой семейного союза.
Формирование и распространение моногамии
Моногамные отношения зародились в древности примерно в один период с формированием института брака.
В течение второй половины XIX века и весь ХХ век ее развитие определяла все более набирающая силу городская культура, которая сформировала маленькую семью, состоящую из мужа, жены и детей, в отличие от больших деревенских семей, в рамках которых существовали вместе несколько поколений родственников. Урбанистические тенденции определили увеличение возраста вступления в брак и уменьшение количества детей в семье.
Если взять последние несколько десятилетий, то тут можно отметить все более возрастающую индивидуализацию всех членов семьи, окончательное освобождение семьи от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений, формирование новых способов решения семейных проблем.
В глазах подданных он был вполне законным сыном. Через несколько лет, будучи в первом незаконном браке, Хлодвиг сочетался законным браком с Клотильдой Бургундской, дочерью короля Бургундии. От этого брака тоже родились дети.
Демонстративное пренебрежение всякими принципами, открытый разврат выступают нередко и как крайне уродливая форма протеста против капиталистической действительности.
Во всемерном культивировании эротики объективно заинтересован господствующий класс, ибо это позволяет отвлекать массы, и прежде всего молодежь, от острых социальных проблем, от политической борьбы, опустошать их морально. «Совершенно очевидно, — писал английский поэт Р. Фуллер, — какое употребление делает наше общество из «свободы» определенного типа… Буржуазия сознательно допускает вседозволенность в искусстве широкого потребления и в области массовой информации, так как сексуальное удовлетворение приводит к ослаблению недовольства политического»25.
Иными словами, эта форма частной собственности обязана своим существованием основной ее форме.
Грани между той и другой формами частной собственности весьма относительны. Мелкий частный собственник может наряду с собственным трудом применять и чужой, может, наконец, превратиться и в настоящего крупного частного собственника.
Но это равенство всегда носило чисто формальней характер. Не будем говорить о том, что если мужчина мог иметь голос при решении вопроса о его вступлении в брак, то с мнением женщины при выдаче ее замуж считались мало или совсем не принимали во внимание. Неравным было и реальное положение супругов
Особенно ярко оно проявлялось в тех классовых обществах, где хотя и господствовало единобрачие, но соблюдение верности считалось обязательным только для жены.
Сегодня во многом отношение к семье формируется под воздействием моды, авторитетов и т.д..
Нацеленность на семью только с одним партнером определяется внутренними установками человека, а влияние на нее оказывает религия, общество, среда существования и другие факторы.
В результате, моногамия как форма брака возникла очень давно и распространялась по ряду объективных оснований. Окончательно указать причину ученые не могут до сих пор, так как некоторые свидетельствуют на необходимость сохранения рода, перемену ценностей и т.д. Вычислить, какой именно человек больше подходит для моногамной связи, достаточно трудно.
Кроме общественного производства, хозяйства в нем существует еще и домашнее, семейное хозяйство. Если первое охватывает общество в целом, то второе существует только в виде непосредственно не связанных друг с другом хозяйств отдельных семей.
Раздвоение хозяйства на общественное и домашнее не предполагает с необходимостью существования особых ячеек общественного производства, не совпадающих с семьями. В истории классового общества семья часто выступает как ячейка не только домашнего, но и общественного производства.
В таком случае не только домашнее, но и общественное производство осуществляется в рамках семьи и в этом смысле носит семейный, домашний характер.
Но домашним общественное производство является лишь в техническом, но не в социально-экономическом смысле.
Все это с неизбежностью порождало у мужчин стремление обеспечить достоверность своего биологического отцовства. То была объективная потребность, имевшая корни в существующей системе социально-экономических и семейно-экономических отношений.
Она могла быть удовлетворена лишь при условии исключения возможности вступления женщины в половые отношения с каким-либо другим мужчиной кроме мужа, причем не только после, но и до замужества. Отсюда требование к женщине не только быть верной мужу, но и сохранять девственность до вступления в брак.
Во всех сколько-нибудь развитых классовых обществах потеря девушкой целомудрия считалась величайшим позором, а измена мужу рассматривалась не только как нарушение норм морали, но как преступление, влекущее за собой суровое наказание.