Как трактуются земли, относящиеся к муниципалитету
К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:
- кадастровый паспорт;
- правоустанавливающие документы.
После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.
За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.
- Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную
- Какие земли находятся в муниципальной собственности
- Возникновение права муниципальной собственности по основаниям, оговоренным гражданским законодательством
- Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности
- Виды муниципальной собственности
Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную
Землю, находящуюся во владении муниципалитета, есть вероятность получить в личную собственность.
К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).
Такими субъектами могут выступать:
- Главы муниципальных образований;
- Законодательные органы власти;
- Подразделения городской администрации;
- Унитарные предприятия;
- Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.
Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.
Какие земли находятся в муниципальной собственности
По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст.
2. Земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, если эти земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, кроме земель, отходящих в государственную собственность, если под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения.
3.
- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
- разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т.
Градостроительному кодексу РФ.
Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:
- предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
- особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
- зарезервированные для госнужд;
- в границах особых экономических зон;
- в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
- предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.
Возникновение права муниципальной собственности по основаниям, оговоренным гражданским законодательством
Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ).
- предоставлять участки гражданам в пожизненное наследуемое владение;
- отдавать землю физическим лицам в срочное использование;
- сдавать в аренду организациям и компаниям, гражданам;
- предоставлять землю в бессрочное использование;
- обмениваться наделами между населёнными пунктами;
- продавать землю на торгах или аукционах;
- отчуждать участки.
Деньги от сдачи или продажи земель в аренду поступают полностью в бюджет субъекта РФ.
Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности
Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:
- раздел;
- выделение;
- объединение;
- перераспределение.
В каждом из способов есть свои нюансы.
Право муниципальной собственности на землю ─ исключительное право местных сообществ осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения и иные предусмотренные законом правомочия собственника в отношении земель. Как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения и организации.
Ученые-правоведы отмечают наличие у муниципальной собственности дуалистической (двойственной) природы, сочетающей черты государственной и групповой форм собственности.
Сегодня муниципальная собственность, включающая развитую сеть объектов хозяйственного и социального назначения, а также ресурсы, в т.
ч.
Виды муниципальной собственности
В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:
- Закрытая;
- Публичная;
- Нераспределённая;
- Предоставленная.
К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.
К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:
- Дороги;
- Скверы и парки;
- Земли общего пользования.
В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.
В статье 36 ЗК РФ — о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г.
Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления.
Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г.
Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.
Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.
Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.
Итак, гл.
Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам. В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.
В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем.
Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно.
Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.
Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило.