Обязательные реквизиты для акта приема передачи услуг
В требованиях, которые основаны только на актах выполненных работ, суды отказывают.
3. Если согласования по поводу изменений были в устной форме, то суд в этой части не сможет обязать заказчика выплатить деньги.
Ситуация от практика
Недавно поставщик сдал в нашу бухгалтерию акт выполненных работ по договору, который школа заключила с ним за счет средств субсидии на иные цели «Предоставление инвалидам, включая детей-инвалидов, услуг по социальной реабилитации». Предмет договора — типографские услуги «Печать брошюр в рамках проведения конференции для детей с ОВЗ». В акте я не нашла реквизитов договора, и наименование услуги было сформулировано по-другому — «Полиграфические услуги».
Ее не было и когда действовали унифицированные формы «первички».
Если в приложении к договору стороны утвердили бланк акта об оказании услуг, используйте эту форму. Ссылка в акте на это приложение возможна, но не обязательна.
Когда исполнитель использует собственный бланк акта, попросите, чтобы он привел реквизиты приказа о его утверждении.
С 2013 года каждая организация сама разрабатывает и утверждает удобные для нее формы «первички» (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухучете).
Мы не нашли судебных споров, в которых налоговики снимали расходы за то, что в акте нет ссылки на утверждающий приказ. Но такая ссылка повысит доверие к акту и снизит риск претензий.
2.
Обязательные реквизиты для акта приема передачи услуг
Например, «Исследование конкурентной среды в области общественного питания в Ярославском районе г. Москвы в весенний период 2011 года».
Вопрос с единицами измерения услуг неоднозначный.
В пункте 5 статьи 38 НК РФ говорится, что услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. В принципе, отсюда вывод, что в акте можно обойтись и без единиц измерения.
Но на практике лучше все-таки этим выводом не руководствоваться.
В акте нужно прописать стоимость услуг. И хорошо бы, чтобы в акте были описаны конкретные трудозатраты на их оказание.
Это может быть количество затраченных на работу часов. Также лучше прописать, сколько стоит один час работы исполнителя.
Кроме того, в акте могут быть указаны необязательные сведения — это безопасные реквизиты. Кстати, чтобы для учреждения содержание акта подрядчика не стало полной неожиданностью, следует заранее (при заключении договора) согласовать форму этого документа.
Обязательные реквизиты. В любом неунифицированном акте выполненных работ должны быть:
— наименование документа (например, акт о приемке выполненных работ);
— дата составления;
— наименование экономического субъекта, составившего документ (в нашем образце это наименования учреждения и подрядчика);
— содержание факта хозяйственной жизни (то есть сведения о видах и объемах выполненных работ);
— величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни (сведения о цене работ);
— должности и личные подписи лиц, которые совершили сделку, с указанием фамилий и инициалов.
Обоснование
Из формы
АКТ приемки-передачи выполненных работ по договору подряда от 1 февраля 2013 г.
№ 1
г.
ООО «Альфа», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора А.В. Львова, действующего на основании устава, с одной стороны и ООО «Производственная фирма «Мастер»», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора П.А.
Беспалова, действующего на основании устава, с другой стороны составили настоящий акт о нижеследующем.
Исполнителем выполнены, а Заказчиком приняты по договору подряда от 1 февраля 2013 г.
Если в акте не указан период оказания услуг, расходы безопаснее учесть в июле. Неважно, что акт датирован первыми числами месяца.
6.
Проверьте полномочия сотрудника, который подписал акт
При долгосрочных контрактах акты об оказании услуг за разные месяцы зачастую подписывают разные сотрудники исполнителя. Это нормально. Генеральный директор вправе передать право подписи на документах своим подчиненным (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Если у исполнителя часто меняются директора, запросите копии решений об их назначении
Но чтобы у заказчика не возникло проблем с учетом расходов, попросите копию доверенности.
Однако надо быть готовым к тому, что налоговые инспекторы будут очень пристально разбирать ситуации, когда акт об оказании услуг составлен небрежно и без подробностей.
Евгения ДОМОРОЩИНА, главный бухгалтер ООО «Рокфор»:
– Я советую повнимательнее отнестись к дате составления акта об оказании услуг. Ведь именно на эту дату компания-заказчик будет списывать стоимость услуг в расходы при методе начисления. Поэтому по возможности сторонам надо стараться, чтобы акт был подписан в том же отчетном периоде, в котором услуги были оказаны. Чтобы не возникало лишних проблем, стараюсь датировать акты последним днем месяца, в котором услуги оказывались.
Единицами измерения услуг в акте я никогда не пренебрегаю, иначе возникнут вопросы у налоговых инспекторов. И еще лучше не забывать о месте оказания услуг.
Ведь обязательные реквизиты первичного документа все равно были в акте приведены.
ЗАДАЧА № 3. Определиться с необходимостью печати.
Печать организации не входит в перечень обязательных реквизитов первичного документа. Но в то же время нельзя упускать из внимания, что и компании, и сами налоговые инспекторы уже привыкли, что печать есть практически на всех документах.
Это стало обычаем делового оборота. Поэтому я никогда не пренебрегаю проставлением печати. Никаких временных затрат это не требует, зато прибавляет надежды на то, что инспекторы не будут придираться к акту.
Кстати, ставить печать надо обязательно, если такое условие есть в тексте акта. В случае, если ниже реквизита «Подпись» стоят буквы «М.П.» («Место печати»).
Уполномоченные сотрудники должны расшифровать свои подписи, не забыв внести и полное название должностей.
Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта (договора).
При этом, по мнению Департамента, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).
Обращаем внимание, что согласно п.
Принятую форму акта надо утвердить в учетной политике.
Безусловно, в акте должны содержаться все сведения, которые требуются по пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Тогда акт можно будет использовать в работе.
В двустороннем акте нужны полные реквизиты как заказчика, так и исполнителя. Если исполнитель – физлицо, то в акте должен быть прописан адрес его постоянного проживания, а также приведены реквизиты документа, удостоверяющего личность.
ЗАДАЧА № 2. Внести в акт содержание услуги и ее измерители.
Сведения об услуге в акте должны быть представлены таким образом, чтобы можно было однозначно определить свершившийся факт ее оказания. Советую проследить, чтобы наименование услуги в акте соответствовало тому, что прописано сторонами в договоре.
Инспекторам хочется видеть в акте об оказании услуг их подробное содержание.