Место прокуратуры в системе законодательной исполнительной и судебной властей
СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 16.01.2019)
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018)»О прокуратуре Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 15.01.2019)
- Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. — М.: Директ-Медиа, 2015. — 235 с.
- Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.
- Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. — 2013. — № 5. — С. 42-43.
- Дружинина А.В.
Место прокуратуры в системе законодательной исполнительной и судебной властей
Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г.
Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.
Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ. Руководители прокуратур субъектов РФ имею первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором РФ.
Для последовательной реализации сочетания единоличных и коллегиальных методов работы в прокуратурах субъектов РФ создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государственным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор [11, с.19].
Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела.
Место прокуратуры в системе законодательной исполнительной и судебной властей кратко
При отсутствии независимого прокурорского надзора будет отсутствовать, фактически, механизм реагирования на нарушение закона.
Достижение законности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, становится возможным при деятельности централизованного и независимого внешнего органа власти, который обладает полномочиями по выявлению нарушений и их устранения. Лишь прокуратура может выполнять данную роль.
Список литературы
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 16.01.2019)
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ.
РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Прокуроры субъектов вправе принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (за исключением прокуратур ЗАТО г.
Законом на прокуратуру также возложен надзор за исполнением законов:
— органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
— администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительной характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— судебными приставами.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности, которая заключается в том, что прокурор издает приказы и распоряжения. Но в самом процессе правотворческой деятельности он не участвует.
Кроме того, она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство.
Противоречия же между властями будут носить разрушительный характер.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу, выполняют управленческие функции.
Полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Российской Федерации. Следует заметить, что подобные совещания положительно отражаются на деятельности всех правоохранительных органов и успешная практика их проведения, без сомнения, будет продолжена. Прокуратура, в свою очередь, находясь на острие борьбы с беззаконием и преступностью, имея огромный опыт пресечения наиболее тяжких преступлений и неоспоримый профессионализм своих сотрудников, заслуженно и, самое главное, эффективно играет ведущую роль в координации деятельности правоохранительных органов.
Подведением итогов этого направления деятельности занимается Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов с участием Президента России.
Таким образом, осуществляя надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, прокуратура не входит в ее состав.
Но, данное предположение является ошибочным, так как в соответствии со статьёй 118 Конституции, «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами» [1] и в соответствии со статьёй 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе» «…Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». [3]
Прокуратура непосредственно взаимодействует с судебной властью путём участия прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестования ими противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
К их числу можно отнести доступность ее для всех граждан, оперативность рассмотрения их обращений, бесплатность юридической помощи, дифференцированную систему реагирования на выявленные нарушения законности, в том числе и путем обращения в суды в защиту прав граждан.
Прокуратура и законодательная власть. Законодательную ветвь власти в нашем государстве (ст. 94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Это представительный и законодательный орган России.
Конституция РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание действует самостоятельно, но, как и все другие органы государственной власти, — в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ.
Историческая справка
По Конституции СССР 1977 г.