В чем отличие республик от других типов субъектов федерации
Государственный строй
Конституция Российской Федерации
Всенародное голосование о принятии КонституцииВнесение поправокПоправки в Конституцию Российской Федерации 2020 года
Президент Российской Федерации
Владимир ПутинАдминистрация президентаСовет безопасности
Правительство
Состав правительстваПредседатель ПравительстваМихаил Мишустин
Федеральное собрание
Совет ФедерацииЧлены СФПредседатель СФВалентина МатвиенкоГосударственная думаДепутаты ГосдумыПредседатель ГосдумыВячеслав Володин
Судебная система
Конституционный судВерховный судПрокуратура
Федеративное устройство
РеспубликиКраяОбластиГорода федерального значенияАвтономные областиАвтономные округа
Выборы
Политические партииРеферендумы: О введении поста президента РСФСР (1991)О доверии президенту Б. Н.
Состав субъектов РФ
Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):
- республик;
- краев;
- областей;
- городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
- автономной области;
- автономных округов.
Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Статус субъектов РФ
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.
Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г.
В чем отличие республик от других типов субъектов федерации
Без согласия республики ее территория не может быть изменена.
Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией.
В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется.
В чем отличие республик от других типов субъектов федерации в россии
Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.
Количество субъектов РФ (2014)
В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:
- республики — 22;
- края — 9;
- области — 46;
- автономные области — 1;
- автономные округи — 4;
- города федерального значения — 3.
Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, — Севастополь.
Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.
Города федерального значения, края, области
Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав — учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей — 46, краев — 9, городов федерального значения — 3).
Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный — русский.
Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы.
В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.
Чем субъекты отличаются друг от друга?
Все субъекты РФ (количество общее — 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:
- плотность и численность населения;
- национальный состав;
- размер территории.
Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем.
Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться законом о соответствующей автономии.
Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта.
Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес.
Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области.
Автономная область и автономный округ
Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ.
Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Они непосредственным образом входят в состав РФ.
Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти.
Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях конституционного закрепления принципа равноправия всех субъектов Федерации сохранение в наименовании данных субъектов термина «автономный» не представляется логичным.
Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п.
Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий
Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е.
И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначению и по юридической силе в рамках собственных правовых систем.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Присоединение республики Крым 27 марта 2014г
Автономная область, автономные округа в составе Российской федерации. Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г.