Какими правами наделен президент россии в качестве элементы сдерживания парламента
Президент избирается народом, а не иными ветвями власти, но сам формирует и исполнительную власть (Правительство), и судебную власть.
2. Он обладает полномочиями по прекращению действия высших органов законодательной и исполнительной властей, но сам остается процедурно вне досягаемости их действия.
3. Он контролирует исполнительную власть и в определенной степени власть законодательную, играя активную роль в законодательном процессе.[14]
4. Именно Президент фактически формирует иные высшие органы государства.
1-а. Правительство
Правительство обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104).
То есть и здесь Парламенту допустимо лишь согласиться с мнением исполнительной власти сразу, либо какое-то время бесцельно фрондировать и согласиться потом.
Однако, полномочия, порядок образования и деятельности высших судов Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Парламентом в федеральных конституционных законах (ч.3 ст. 128).
2.5. В отношении прокуратуры право Совета Федерации на назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (п.
«з» ст. 102) компенсируется или, скорее, нейтрализуется возможностью исполнительной власти неограниченное число раз вносить соответствующие представления.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом, принимаемым, естественно, Парламентом (ч.5 ст.
Российской Федерации» статьей 18 устанавливает, что: «гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации … по представлению Президента Российской Федерации…
В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры … высшего должностного лица субъекта Российской Федерации… Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации …»
При таких правилах игра может идти только «в одни ворота»; предполагать, что при разных взглядах на кандидатуру главы субъекта возобладает не президентская точка зрения, можно имея только очень буйную фантазию.
Приведенная цитата не имеет прямого отношения к характеристике баланса федеральных властей.
1.5. В отношении иных высших органов Президент обладает правом назначать и освобождать от должности Генерального прокурора.[13] Те же права у Президента имеются в отношении главы Центробанка.
Кроме того, Президент наделен серьезными правами в отношении субъектов федерации, подобных которым нет ни у какой иной ветви власти. Он «может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации…
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации…» (ст.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (ст. 125).
Согласно Конституции Правительство как составная часть исполнительной власти:
1.
не принимает участия в формировании других ветвей власти.
Если завтра прокуратура будет наделена такими полномочиями, то только в этом случае ее можно будет рассматривать в качестве отдельной ветви власти.
Отметим попутно, что дуалистично и само Правительство, состоящее из двух групп субъектов: подчиненных Председателю Правительства и подчиненных непосредственно Президенту.[11] Фрадкова как «технического премьера» – не литературный оборот журналистов, а достаточно точное определение его статуса.[12]
Посмотрим теперь, насколько высказанные посылки нашли отражение в Конституции.
1.Президент
1.1.
Государственная Дума не вправе, в свою очередь, решить вопрос об отставке Президента, однако такое полномочие предоставлено другой палате Федерального Собрания – Совету Федерации, который вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности в случаях, установленных законом.
Президент и Парламент обладают равной законодательной инициативой и вправе вносить законопроекты для обсуждения. Однако, в отличие от Парламента, Президент законы не принимает.
Таким правом наделена Государственная Дума.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации».
Отметим, что в отличие от Конституции США, где самая первая статья посвящена Конгрессу, а о Президенте говорится только во второй статье, российская Конституция ставит Парламент после Президента на второе место. Парламент не обозначен как орган, определяющий направления российской политики, хотя, что есть законы, как не юридическое оформление этой политики?
2.2.
В отношении Президента к «ведению Государственной Думы относятся: …ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности» (ст. 103).
Для Парламента это гарантии личной неприкосновенности депутатов, защиты от судебного преследования (ст. 98) и гарантии от произвольного роспуска Думы Президентом (ст. 109). В отношении судейского корпуса действуют положения статей 120-122 (несменяемость, неприкосновенность, независимость судей и их подчинение только закону). Для Президента своеобразной гарантией является предельно усложненная процедура отрешения от должности, требующая невозможно быстрой консолидации политических противников из других ветвей власти (ст. 93).
Что же касается второй, то фактическое ее отсутствие, быть может, спровоцировало в какой-то мере известные антиконституционные события октября 1993 года.
«Все погибло бы, — писал Ш.
Он «а) назначает выборы Государственной Думы…;
б) распускает Государственную Думу…;
в) назначает референдум …;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».
Президент распускает Думу в соответствии с частью 4 ст. 111, когда Дума отказывается принять предлагаемую им кандидатуру Председателя Правительства, и в соответствии с ч.3 ст. 117, когда Дума настоятельно требует отставки Правительства, а таковая, с точки зрения Президента, представляется нежелательной.
1.3. В отношении судебной власти Президент в соответствии с п.
«е» ст. 83 и ч. ч. 1 и 2 ст. 128 обладает кадровыми полномочиями. Т. е.