Признание права в качестве самостоятельной ценности называется
Если речь идет о наблюдении, то требуется различение ценности и проти- воценности или ценности и неудовлетворительного состояния. Если речь идет о действовании, ценность включается в систему страховки мотивации. В фиксированной таким образом перспективе видят лучше (четче, глубже, а также дальше в будущее), но именно в силу этого подставляют себя также и под наблюдение со стороны других»[15][16].
С этой позиции в современном обществе право выступает в роли ключевого ресурса овладения социальной общностью своей собственной социальной организацией, способом своей выраженности во внешних социальных системах, в том числе в политической.В последнем случае важно подчеркнуть, что право становится ресурсом конституирования социальной общности. Это применимо и к индивидуальным правам, если помнить о том, что каждый индивид в обществе модерна оформлен в качестве автономной, т.
Признание права в качестве самостоятельной ценности называется
В известных случаях субъект избирает в качестве единственного основания оценки личный (групповой) интерес, сиюминутные эгоистические устремления, в них доминируют его ограниченность и произвол. И это не случайно. Множественность и иерархичность общественных и личных отношений индивида не только объясняют, но и предполагают многомерность его подходов к оценке явлений действительности.
В то же время в психологии и социологии отмечается стабильность, неизменность, повторяемость в оценках разнородных по содержанию и значимости явлений со стороны одного и того же субъекта. Личность реализует себя как целостность, руководствуясь достаточно упорядоченной системой социокультурных и личностных ценностей.
Данная система, вырастающая из потребностей, выступает в качестве глубинного основания оценки человеком внеположной реальности: мира природы, духовной культуры и самого себя.
В отечественной психологии и социологии сформировались различные подходы к понятию интериоризации. Об этом писали такие видные ученые, как Л. С. Выготский, Б.
Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др. Тем не менее можно выделить общее: интериори- зация ценностей является неотъемлемой частью процесса формирования личности.
Формирование социального статуса юриста также базируется на процессах ценностной интериоризации.
В-третьих, ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права.
Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.
В этом качестве право может предоставлять людям, различным субъектам права в виде субъективных прав новое пространство и человеческие возможности саморазвития.
Признание права в качестве самостоятельной ценности называется юридической идеологемой
Эйдетические правовые ценности – это ценности самого права, неразрывно с ним связанные, вытекающие из его идеи и непосредственно в нем усматриваемые, независимо от его конкретно-исторического воплощения, от целей самого законодателя. Если право как таковое представляет собой ценностное явление, то необходимо определить, что именно предстает в этом качестве.
Имманентная цель любого права – установление определенного порядка.
Право невозможно себе представить как беспорядок, как произвольные и случайные отношения между людьми хотя бы потому, что оно предполагает взаимодействие между субъектами права, т.е. определенную упорядоченность их отношений.
Поэтому это спасательное (а не спасительное) средство, наподобие «спасательного жилета» или страховки альпиниста. Права человека имеют антропологическую основу во внутренней мере стремления человека к риску и новациям, которая заключается в стремлении сохранить себя, свою экзистенцию.
В моральном плане это стремление сохранить себя оказывается выше, чем достигнутые успехи в освоении все новых и новых жизненных вершин. С одной стороны, человек — «позитивное социальное существо» и это означает: люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга.
Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.
Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия.
Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности называется оценкой.
Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы.
Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.
Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования.
Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.
Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты.
Самоопределение, занятие активной жизненной позиции, выбор социокультурных ценностей — это и определение смысла собственного существования. На этой стадии индивид формирует свое место в социуме, приобретает опыт деятельности, идентифицирует себя с определенной социальной (профессиональной) группой.
Важным моментом социального и профессионального самоопределения (выбора статуса) является самоактуализация личности. На этом этапе человек вступает в отношения с обществом, осознавая себя как субъекта социальных отношений. Самоактуализация есть процесс сознательной и целенаправленной реализации в социально значимых процессах индивидуальной системы ценностей. На этой стадии происходят автономизация, индивидуализация, персонализация личности, что неразрывно связано с понятием свободы — свободы воли, свободы выбора. Но свобода предполагает и ответственность.
В результате возникает опасность произвола, субъективизма в оценках.
В оценочных суждениях выражается культура человека, его способность адекватного понимания и эмоционального переживания. Предметно воплощенные ценности стабильны и относительно неизменны, потребности и интересы личности изменчивы, отсюда проистекает необходимость постоянной переоценки ценностей, которая сопряжена с избирательным отношением к ценностям культуры, с перманентной актуализацией одних и пренебрежением другими.
Постановка целей зачастую незаметно для личности регламентируется традициями, нормами, правилами, которые обусловливают систематизацию и иерархизацию ценностей, образование так называемой пирамиды ценностей. При этом парадоксальным образом на вершине пирамиды могут оказаться актуальные, но преходящие и даже мнимые ценности.
системе социальных ценностей право также является ключевым элементом социально-организационной подсистемы. Право может быть описано, во-первых, как регулятивная ценность, во-вторых, будучи формой общественного сознания, как конститутивная ценность современного общества. В этом смысле оно в своих объективных характеристиках не может не рассматриваться как цель в процессе конструирования этого общества, как алгоритм и правило конструирования процессов в его подсистемах и в межсистемных влияниях.
Будучи регулятивной ценностью, право вовлечено в конституирование субъектности на уровнях правового субъекта, субъекта права и юридического субъекта как различных уровнях общественного сознания.
В этом плане к праву применимы следующие слова: «Ценность ценности есть та позиция, исходя из которой наблюдают, требуют, ангажируются и обнаруживают себя способным к действованию.