Сущность принципа публичности состоит в
Поэтому деятельность суда имеет большое значение в процессе.
На каждом этапе производства осуществляется постоянный контроль.
Так, на незаконные действия сотрудников полиции граждане вправе направить жалобу в прокуратуру. Для контроля над соблюдением законности в судебном процессе обязательно присутствие прокурора на заседаниях, а вынесенное решение можно обжаловать. Всё это тоже является проявлением публичности.
Несмотря на это, на любой стадии рассмотрения дела возможны нарушения закона, проявление халатности либо просто бездействие.
Такие нарушения допускаются:
- правоохранительными службами;
- судом.
Правоохранительные органы часто отказывают в возбуждении, если вред причинен организации.
То же относится к материальному и процессуальному административному праву. Принцип диспозитивности проявляет себя достаточно полно в гражданском и гражданско- процессуальном праве.
Человек может воспользоваться или не воспользоваться возникшим у него субъективным правом по своему усмотрению. Он может обратиться в суд или в другой компетентный государственный орган за защитой нарушенного права либо воздержаться от такого обращения.
Отказ от иска, признание иска, мировое соглашение сторон, по общему правилу, обязательны для суда и влекут прекращение производства по гражданскому делу.
В сфере уголовного судопроизводства элементы диспозитивности усматриваются в том, что уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.
Сущность принципа публичности состоит в
И субъективное право, и субъективный состав участников уголовного процесса, имеющих полномочие реализовать названное право, на мой взгляд, очерчены узко и неполно. Вполне естественно, что в российской юриспруденции, с одной стороны, предпринимались попытки идеи частного начала в уголовном судопроизводстве воплотить посредством предоставления права на предъявление субсидиарного уголовного иска, в том числе в суде .
1 ст. 20 УПК РФ)
2.2 Перспективы развития принципа публичности и его связь с диспозитивным условием
Публичность — правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах.
Сущность принципа публичности состоит в том
Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК РФ законодателем ограничена определенной категорией происшествий.
В случае поступления в какой-либо орган дознания заявления (сообщения) о не подведомственном ему преступлении следователь принимает заявление (сообщение), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае он обязан принять меры к сохранению следов преступления.
Уголовный процесс: Учебник для вузов./ Отв. Ред. А.В. Гриненко.
Сущность принципа публичности состоит в том что
Публичность — правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах. Необходимость развития данного принципа обусловлена в первую очередь внутренним социальным здоровьем страны.
Необходимо наряду с ним развивать диспозитивность.
УПК).
Государственные органы должны основывать свои выводы на такой совокупности собранных, всесторонне и объективно исследованных доказательств, которая делает эти выводы обоснованными и справедливыми. В силу принципа публичности только государственные органы, ведущие уголовный процесс, могут применять нормы права, меры процессуального принуждения, принимать решения о начале, движении и судьбе уголовного дела. Использование этих и других полномочий позволяет государственным органам надлежащим образом выполнять возложенные на них функции. Социально-правовой смысл принципа публичности в социальном государстве проявляется в органическом сочетании интересов государства в охране прав и свобод человека и гражданина, в том числе обвиняемого и потерпевшего, с задачей предотвращения преступлений и справедливого наказания виновного. В.Н. Григорьев, А.В. Победкин, В.Н. Яшин.
В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая поддержание обвинения в суде, подразделяется на три вида — публичное (дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших), частное (возбуждаются по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым) и частно-публичное (возбуждаются по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением не подлежат). В двух последних случаях частный интерес потерпевшего признаётся более значимым, чем раскрытие преступления и наказание виновного.
Социальную обусловленность принципа публичности в уголовном судопроизводстве определяют факторы, которые вызывают необходимость существования всего уголовного процесса, всей уголовно-процессуальной деятельности.
Принцип публичности производства по делам об административных правонарушениях состоит в том что
Смотрите также:
Уголовное право Уголовное право. Вопросы и ответы Уголовное право России Уголовное право России
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации
Всеобщая история государства и права. Том 1 Всеобщая история государства и права. Том 2
Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …
Уголовное право- отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное … www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/131.htm
Сословный характер феодального уголовного права.
Данное основание можно выразить как совокупность уголовно-правовых правоотношений, вкладывающихся в формулу «жертва преступления — преступник».
Наряду с этим российское законодательство закрепляет также и процессуальный принцип частного начала в уголовном судопроизводстве, сформулированный и закрепленный в основных положениях федерального уголовно-процессуального права. «Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим Кодексом», гласит ст. 22 УПК Российской Федерации. Здесь закреплены субъективное право на уголовное преследование и круг лиц, полномочных реализовать предоставленную им возможность.
В связи с этим очевидна связь принципа публичности с проблемами раскрываемости преступлений. Именно реализация публично-правового начала в деятельности органов предварительного расследования обеспечивает необходимый уровень раскрываемости преступлений.
Сам по себе принцип публичности не оказывает никакого регулирующего воздействия на уголовно-процессуальную деятельность. О его влиянии на построение уголовно-процессуальной технологии, возможно говорить только во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы принципов уголовного судопроизводства.
Вопрос же о том, что представляет собой система принципов уголовного судопроизводства, какие принципы входят в нее в качестве структурных элементов и как они между собой взаимодействуют, хотя и достаточно изучен, но продолжает носить дискуссионный характер.
Диспозитивность как принцип права, наоборот, предоставляет гражданам возможность по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом, не прибегая к содействию государства. В условиях диспозитивности личный интерес гражданина оказывается более ценным, чем конкурирующий государственный интерес. Сильные публичные начала характерны для инквизиции и полицейского государства. Преобладание диспозитивности свойственно зрелому гражданскому обществу и демократическому государству. В одних отраслях права ведущим принципом является публичность, в других — диспозитивность. Все уголовное право пронизано принципом публичности (государство в интересах общества определяет, какое поведение преступно и уголовно наказуемо).