Как можно вернуть не проданный товар поставщику
Обратная реализация
У вас как у покупателя нет претензий к товару, но вы договорились с поставщиком вернуть ему непроданное через какой-то момент времени. Здесь так же, как и в предыдущем случае, имеет место обратная реализация. Обычно в договоре поставки фиксируется возможность возврата нереализованного товара поставщику. Например, обратную реализацию можно провести, если продукция не была продана до определенной даты.
По сути, выполняя этот процесс, вы продаете товар его бывшему владельцу. Значит, делаете ему накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где указываете в графе «Продавец» уже название своей фирмы. Акт ТОРГ-2 при этом не заполняется, так как вы делаете возврат качественного товара поставщику.
Право собственности на товар по договору купли-продажи переходит от поставщика к покупателю непосредственно после отгрузки товара, если законом или договором не предусмотрено иное условие перехода права собственности.
Продавец, отгрузив товар, исполнил свои обязательства по договору купли-продажи надлежащим образом. Покупатель обязан оплатить полученный товар. Оснований для отказа от исполнения договора у покупателя не имеется, то есть возврат товара производится не в рамках предусмотренного Гражданским Кодексом РФ отказа покупателя от исполнения договора купли-продажи.
Напомним по каким основаниям в соответствии с действующим законодательством может быть осуществлен возврат товара:
1.
- Как можно вернуть не проданный товар поставщику
- Законы
- Налоговые нюансы возврата товара
- Решения для бизнеса
- Как возвращать, когда товар некачественный
- Как возвратить продукт при наличии уважительных оснований?
- Составление претензии
- Оформляем возврат товара надлежащего качества
- Как вернуть при отсутствии оснований, но с согласия второй стороны?
- Какие документы оформлять?
Как можно вернуть не проданный товар поставщику
Нередко организации торговли сталкиваются со следующей проблемой: по договору купли-продажи приобретен (но пока не оплачен) товар, претензий к поставщику товара нет, что зафиксировано документально. Особые условия перехода права собственности на товары в договоре не указаны. Через определенный промежуток времени покупатель понимает, что ему не удастся реализовать товар (предположим, на товар нет покупательского спроса), и он договаривается с поставщиком о возврате всего товара или его части.
По соглашению сторон товар возвращается покупателю. Как должен данную ситуацию отразить в учете бухгалтер торговой организации – поставщика?
Рассмотрим данную ситуацию с правовой точки зрения.
Покупатель приобрел товар на основании договора купли-продажи (отношения, возникающие при заключении договора купли-продажи, регулируются статьями 454-558 Гражданского Кодекса РФ).
Также это возможно в течение 2 лет с момента покупки в случае, когда:
владелец товара сможет привести доказательства, что недостаток был выявлен до окончания гарантийного времени;
на продукцию не определялся срок гарантии.
Важно помнить о том, что статьи не применимы к тем вещам, которые были приобретены для дальнейшей перепродажи. Поэтому если был заключен договор поставки, то не стоит рассчитывать на отправку ненадлежащего приобретения обратно.
Законы
Вернуть продукцию поставщику реально без конфликтных ситуаций, если правильно оформлена документация. А также если помнить о законодательстве, которым регулируются правила возврата.
Ст.
475 ГК РФ.
РФ» от 28.12.2009 № 381-ФЗ запрещено навязывать поставщикам условия о возврате вовремя не реализованных продовольственных товаров. Исключение составляют, например, остатки хлебобулочных изделий, которые согласно приказу Минторга СССР «Об утверждении Правил розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями» от 03.10.1983 № 228 поставщик, напротив, обязан забрать после истечения определенного срока.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затруднена обратная реализация алкогольной продукции, так как оптовая и розничная торговля этой продукцией осуществляются на основании отдельных лицензий (закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Налоговые нюансы возврата товара
В нем же должны быть изложены подробные претензии.
Это возможно, при отсутствии соответствующего пункта в контракте. Давайте рассмотрим, как это выглядит и что делать.
Решения для бизнеса
одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техникаПодробнеематериальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организацийПодробнеетабак, обувь, легпром, лекарстваПодробнеемясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажноеПодробнеерадиочастотная идентификация товарно-материальных ценностейПодробнееавтоматизация учётных операций с алкогольной продукциейПодробнее
Как возвращать, когда товар некачественный
Есть две статьи в ГК, дающие возможность купившему человеку или организации отправить владельцу покупку назад – 518 и 475.
НДС и не имеет право на налоговый вычет (узнать о нюансах возврата товара поставщику при различных системах налогообложения, а также посмотреть как правильно нужно заполнять декларацию на прибыль, можно здесь).
Как возвратить продукт при наличии уважительных оснований?
Уважительные причины по способу возникновения подразделяются на 2 вида:
- напрямую установленные законом (ГК РФ);
- установленные в договоре.
При поступлении товара покупатель обязан проверить его по соответствию всем условиям, указанным в договоре.
Составление претензии
Нередки случаи, когда поставщик отказывается забирать товар. В этом случае необходимо пройти претензионный порядок урегулирования спора.
Претензия — письменное требование о возврате товара по определенным основаниям.
Отношения между покупателем и продавцом регулируются ГК РФ. Процедура возврата товара сопровождается оформлением специальных финансовых документов и актов на предприятиях. После внесения последних изменений в законодательные акты были введены новые правила возврата товара поставщику.
Узнаем, как оформляется взаимодействие между контрагентами в данном случае.
Оформляем возврат товара надлежащего качества
В некоторых случаях допускается вернуть даже товар, соответствующий заявленным показателям качества. В договоре на поставку должны быть прописаны возможные варианты возврата качественного товара. Например, если продукцию не успели реализовать за определенный период.
Что делать, если такой пункт отсутствует в контракте? В этом случае, если продавец дорожит своей репутацией, то он может пойти навстречу покупателю и заключить дополнительное соглашение.
Сделать это можно будет при помощи таких документов: Претензия.
Рассмотрим некоторые налоговые нюансы при оформлении возврата товара.
- При возврате некачественного товара, не принятого покупателем (не рассматривается налоговым законодательством как отдельная операция по реализации):
- НДС по данной операции не уплачивается, следовательно, покупатель не выдает поставщику счет-фактуру;
- поставщик передает покупателю скорректированный счет-фактуру и товарную накладную.
- При возврате товара, принятого покупателем (рассматривается как отдельная операция по реализации):
- покупатель выставляет счет-фактуру, а поставщик на его основании принимает НДС к вычету (п. 5 ст. 171 и п. 1 ст.
возможны следующие пути разрешения вопроса:
- участники обоюдно согласны с возвратом — совершается обратная реализация;
- решение дела в судебном порядке.
Как вернуть при отсутствии оснований, но с согласия второй стороны?
Какие документы оформлять?
Независимо от того, предусмотрен ли возврат в договоре или нет, обязательными документами при возврате являются:
- товарная накладная (унифицированная форма ТОРГ-12 или самостоятельно разработанный документ);
- счет-фактура (узнать о том, как оформить счет-фактуру на возврат товара поставщику, а также посмотреть образец документа, можно здесь).
Важный аспект заключается в том, что в этих документах поставщик станет покупателем, а покупатель поставщиком.
Товарная накладная
Поставщиком товара выступает бывший покупатель.
Это случаи несоответствия по:
- качеству;
- ассортименту;
- комплекту;
- таре и упаковке.
В некоторых из этих случаев надо понимать, что возвращать товар, возможно, и не потребуется, если поставщик что-то может заменить, доукомплектовать, переупаковать. Тут не нужна никакая бумажная волокита. Но при других обстоятельствах надо знать, какими документами оформляется возврат товара поставщику.
Знайте, что отказ покупателя принять товар по перечисленным в списке основаниям означает, что договор купли-продажи расторгнут. Даже если в контракте не были прописаны причины расторжения или вообще он не был составлен в бумажной форме, покупатель все равно может воспользоваться данным правом, потому что это предусмотрено Гражданским законодательством.
ГК РФ).
2. Ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи: — в случаях указанных в пункте 1; — покупатель также вправе вернуть товар, если ему не была предоставлена информация о товаре (пункт 3 статья 495 ГК РФ). 3. Возврат товара предусмотрен также законодательством о договоре комиссии: — у поставщика (комитента) есть право в любой момент потребовать возврата товара с возмещением комиссионеру причиненных убытков (пункт 1 статьи 1003 ГК РФ);
— в случае если договор составлен без указания срока действия или при не реализации товара в оговоренный срок магазин (комиссионер) имеет право отказать от поручения (пункт 1 статьи 1004 ГК РФ); Налоговые органы придерживаются такой же точки зрения по этому вопросу (письмо УМНС РФ по городу Москве от 10.07.2001 года №03-12/30996).
Дистрибьютор реализует указанный товар в торговые сети региона.