Международный орган по военным преступлениям
Статья 27 Римского статута МУС устанавливает недопустимость ссылки на должностное положение лица в качестве обстоятельства, освобождающего от уголовной ответственности за совершение военных преступлений: Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение как главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно Римскому статуту МУС и не является само по себе основанием для смягчения приговора. Более того, такие лица должны нести уголовную ответственность и за то, что не предотвратили совершение преступлений своими подчиненными. И. И.
Суда; либо с осознанием умысла группы совершить военное преступление);
e) в отношении преступления геноцида, прямо и публично подстрекает других к совершению геноцида;
f) покушается на совершение военного преступления, предпринимая действие, которое представляет собой значительный шаг в его совершении, однако преступление оказывается незавершенным по обстоятельствам, не зависящим от намерений данного лица.
Субъект освобождается от ответственности за покушение на совершение этого преступления, если данное лицо полностью и добровольно отказалось от преступной цели.
Дипломатический или служебный иммунитет субъекта, совершившего военное преступление, не освобождает его от уголовной ответственности.
Международный орган по военным преступлениям
В ч. 1 ст. 27 Римского статута проводится принцип равенства в международном уголовном праве всех лиц независимо от их официального статуса [8]. Однако частью этого принципа является ответственность командира в том случае, если он знал, что возможно совершение преступлений его подчинёнными, но не принял необходимых мер для предотвращения преступлений (ч.
2 ст. 28 Римского статута) [8]. Наличие обязательного приказа начальства или правительства, незаконность которого не была ясна исполнителю, расценивается как смягчающее обстоятельство (ст. 33) [8]. Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968) [7] и Римскому статуту (ст.
«f» п. 3 ст. 25).
Субъект преступления. Уголовной ответственности за совершение военных преступлений в соответствии с п. 1 ст. 25 Римского статута МУС подлежат только вменяемые физические лица. Согласно ст. 26 Римского статута МУС суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления.
Так, Хорватия официально отрицала причастность к военным преступлениям в Боснии и Герцеговине, а МИД России посчитал пожизненный приговор Младичу «продолжением политизированной и предвзятой линии» МТЮБ.
С помощью трибунала международное сообщество надеялось примирить народы и добиться справедливости, но практика показала, что участники войны, чью вину признавал суд, становились национальными героями, получали протекцию от своих государств и выпускали книги, где уверенно оспаривали решения Гааги.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Местонахождением данного судебного органа является г.
- преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Устав Международного военного трибунала устанавливал его состав из восьми человек — судей и их заместителей, по два человека от каждой из сторон Лондонского соглашения.
См.
Этот регламент не должен противоречить положениям настоящего Устава.
III. Комитет по расследованию дел и обвинению главных военных преступников
Каждая из Подписавшихся Сторон назначит главного обвинителя для расследования дел и обвинения главных военных преступников.
Главные обвинители будут действовать в качестве Комитета для следующих целей:
а) согласования плана индивидуальной работы каждого из главных обвинителей и их штата;
b) окончательного определения лиц, подлежащих суду Трибунала;
с) составления и рекомендации Трибуналу для его утверждения проекта регламента его работы, предусмотренного статьей 13 настоящего Устава.
Запрещённые деяния совершаются преступником, представляющим одну из сторон конфликта, а их жертвой становится нейтральное лицо или лицо, принадлежащее к другой стороне конфликта. Кроме того, чтобы расцениваться как военные преступления, эти деяния должны совершаться систематически, масштабно, в рамках политики или предварительного плана [27].
В связи с этим лицо, совершающее преступление, должно осознавать, что совершает именно военное преступление, т. е. как минимум иметь умысел по отношению к его внешним признакам.
По данным экспертов правозащитной организации «Хьюмэн Райтс Уотч», за последние два года в районе этнического конфликта в указанном районе в результате боевых действий, а также от голода и болезней погибли, по меньшей мере, 180 тыс. человек. По мнению министра иностранных дел Германии Йошки Фишера, решение поручить МУС расследование военных преступлений, совершенных в этой провинции, поможет положить конец беззаконию, царящему в регионе.
Другая африканская страна Центрально-Африканская Республика (ЦАР) также передала Международному уголовному суду в Гааге дела о ряде преступлений на территории страны, подпадающих под его юрисдикцию.
Речь идет о преступлениях, совершенных с 1 июля 2002 года, то есть после вступления в силу Римского статута.
Это относится и к правовой сфере.
В международном гуманитарном праве (МГП) подробно излагаются нормы, нацеленные на защиту жертв вооруженных конфликтов, а также на ограничение методов и средств ведения войны, определяются механизмы обеспечения соблюдения этих норм. Значительная их часть, относящаяся к международным вооруженным конфликтам, содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительном протоколе 1 (1977).
Государства обязаны пресекать любые нарушения этих договоров, а виновных в их совершении — преследовать и наказывать как преступников. Наиболее серьезные нарушения гуманитарного права определяются как «военные преступления».
Эти две народности за многие столетия прошли непростой путь от войны до мирного сосуществования на одной территории, с выработкой общего языка и культуры. Все изменилось после окончательного распада колониальной системы во второй половине XX века: Бельгия, уходя из Руанды, передала административный контроль хуту, этническому большинству, которое исторически относилось к более низкой касте.
Привилегированное меньшинство тутси оказалось без традиционной поддержки. 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Руанды Жювеналь Хабиаримана; хуту обвинили тутси в том, что те сбили самолет, и медленно тлеющая на протяжении нескольких лет гражданская война мгновенно вышла на совершенно другой уровень — началась массовая резня.