Компенсация на улучшение земель сельхозназначения
Поэтому включение двух предлагаемых статей в проект закона не нарушит права землевладельцев.
Как только бизнес осознает, что заработать на сельхозугодиях можно только занимаясь сельским хозяйством, он сам, без судов и иных принуждений начнет избавляться от неиспользуемых земель.
Внесение обременений на неиспользуемые участки.
В проекте закона много места уделено ужесточению срока, в течение которого участок нужно подготовить к использованию и начать использовать. В реальной жизни действовавшие ранее и предлагаемые новые более жесткие ограничения легко обойти, так как в любой момент можно переоформить право собственности на аффилированное лицо и отсчет начнется сначала. Поэтому новые ужесточения не помогут, нужно закрыть имеющуюся лазейку.
4.3. Субсидии подлежат возврату в доход бюджета Кемеровской области в размере, использованном с нарушением и указанном в требовании, в течение 15 дней со дня вручения требования в установленном законодательством порядке.
4.4.
В случае отказа получателя вернуть бюджетные средства в установленный срок департамент сохраняет за собой право истребовать в судебном порядке средства в размере предоставленной субсидии.
4.5.
Компенсация на улучшение земель сельхозназначения
Судя по пояснительной записке к проекту закона, основную задачу Минсельхоз РФ видит в вовлечении в оборот 19,4 млн га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих гражданам и юридическим лицам. Если целью закона является «оштрафовать и изъять», то такая постановка задачи оправдана, если же цель — вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, то она явно некорректна.
В России на 01.01.2013 г.
было 220,2 млн га сельскохозяйственных угодий (данных за последующие годы Росреестр не публикует).
4.6. Получатели имеют право на обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) департаментом в досудебном порядке путем направления жалобы в департамент и (или) в судебном порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.7. В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая требования, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, подлежат возврату в доход областного бюджета:
суммы субсидии прошлых лет, восстановленные получателями;
остатки субсидии на 1 января текущего финансового года, не использованные департаментом в отчетном финансовом году;
остатки субсидии, не использованные департаментом в текущем финансовом году.
4.8.
Эксперты говорят, что этот размер поддержки надо увеличить в два раза — тогда и бизнес станет активнее участвовать в процессе восстановления земель.
Минсельхоз намерен каждый год возвращать в оборот около 200 тыс. га земель за счет мероприятий по мелиорации. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства, в конце марта будут подготовлены соответствующие поправки в госпрограмму развития сельского хозяйства. В Минсельхозе пояснили, что если восстанавливать ежегодно 200 тыс. га, то за 12 лет можно вернуть в оборот все 2,31 млн га, нуждающихся в мелиорации.
В прошлом году удалось вернуть в сельхозоборот 70 тыс. га. земель.
Стоимость затрат по оплате товарно-материальных ценностей, услуг, использованных на восстановление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, подтвержденных документами, руб.
Сумма субсидии к выплате (наименьшая
из граф 3 или 5), руб.
всего
90%
1
2
3
4
5
6
Начальник департамента
сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Кемеровской области
«__»__________ 20__ г.
М.П.
Приложение N 4.
В срок до 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом, департамент представляет в главное финансовое управление Кемеровской области отчет о выплате субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на восстановление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам.
4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение
4.1.
Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют проверки соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в установленном законодательством порядке.
4.2.
Чтобы избежать несправедливых выплат из бюджета за неиспользуемые участки, необходимо из законопроекта исключить указанное положение и ввести следующую статью:
а) Распределение средств, полученных от продажи неиспользуемых участков.
Вырученные от продажи неиспользуемого земельного участка средства передаются собственнику земли, кроме случаев: получения земли бесплатно (государственные земли, земли дольщиков, иным образом полученные бесплатно земли). В этом случае компенсации подлежат только затраты собственника на оформление земли, остальные средства направляются в бюджет субъекта РФ и муниципалитета, на территории которых находится участок.
Для этого в проект закона целесообразно ввести статью:
а) обременение неиспользуемого участка.
Если проверкой установлено, что участок не используется, то на него накладывается обременение. Новые проверки на таком участке не нужны, отмена обременения должна быть заботой собственника.
Обременение должно сохраняться даже при переходе участка к другому собственнику. Вполне очевидно, что цена на обремененный участок будет падать по мере приближения к установленному сроку, в течение которого участок мог быть неиспользуемым.
В России много земель, использование которых экономически неэффективно.
Вторую половину всех затрат на восстановление земель оплатят представители аграрного бизнеса, которые заинтересованы в их возвращении в оборот.
В Союзе водников и мелиораторов считают, что увеличение субсидирования — важная мера. Однако, по подсчетам экспертов союза, на восстановление 200 тыс. га аграрии тратят почти в два раза больше средств, чем подсчитали в Минсельхозе. Поэтому субсидирование должно быть увеличено как минимум до 4 млрд рублей — тогда и бизнес будет готов вкладывать в два раза больше средств, пояснил «Известиям» председатель совета Союза водников и мелиораторов Николай Сухой.
По его словам, нужно учитывать, что в каждом конкретном случае объем потраченных на восстановление заброшенных земель средств зависит от площади почвы, ее состояния.
Сумма субсидии (C) рассчитывается по формуле:
C = S x V, где:
S — площадь восстановленных неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, засеянных в текущем году сельскохозяйственными культурами;
V — ставка субсидии, утвержденная приказом департамента.
Сумма субсидии не должна превышать 90% размера фактических затрат по приобретению и оплате товарно-материальных ценностей и услуг, использованных в период проведения работ по восстановлению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
2.8.
Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 464 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий в Кемеровской области» на 2014 — 2021 годы» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг» Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения части затрат на восстановление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
2.