Насильное навязывание услуг что говорит закон
Гражданский Кодекс в ст. 421 предоставляет гражданам свободу в заключении соглашений. То есть никто не может быть принужден к подписанию договора. Когда речь идет о сделке, где одной стороной является потребитель, то это его право подкрепляется ст. 16 Закона о защите прав потребителя (ЗПП).
В норме дан запрет на обязывание покупателя приобрести товар или услугу вместе с другой. Тем не менее покупателям нередко приходится сталкиваться с ситуацией навязывания дополнительных услуг. Разберемся что это и как с ней быть.
Примеры принуждения к приобретению дополнительных услуг
Вариантов столкнуться с недобросовестностью исполнителя масса. Самыми популярными является навязывание платных, необязательных услуг в медицинской сфере. Когда для получения консультации приходится проходить ненужные обследования, сдавать анализы или приобретать медикаменты.
- у них закончилась квота на страхование;
- предоставлен не весь комплект документов;
- отсутствует возможность предоставить транспорт, который хотите застраховать.
Если вы столкнулись с этим, то смело просите возврата денег, опираясь на Постановление «О порядке оказания услуг сотовой связи», где четко указано, что человек имеет право отключить те услуги, которые подключили ему без его согласия, и на ФЗ «О защите прав потребителей», в котором говорится о невозможности оказания платных услуг без уведомления об этом покупателя. Если вы заметили, что стали платить за мобильную связь больше, чем раньше, обратитесь незамедлительно к своему оператору и запросите детализацию звонков.
Насильное навязывание услуг что говорит закон
Хотя в некоторых случаях действия стороны сделки купли-продажи (нередко в страховании либо при взятии кредитов) могут быть квалифицированы по ст. 167 УК – причинение ущерба имуществу путем обмана либо злоупотребления доверием.
Что делать при навязывании услуг
Как потребителю можно защититься от навязывания услуг? Вот правила, которые для этого надо соблюдать.
- Внимательно изучить договор до его подписания.
- Выяснить у продавца условия покупки продукции или приобретения услуги, есть ли возможность отказаться от дополнительных покупок.
- При возникновении разногласий во время подписания договора обратиться к руководителю предприятия.
- Если проблему невозможно решить на месте, необходимо выслать начальству обращение с перечислением всех требований в 2 экземплярах.
Так, например, надзорным органом сфере страхования является ЦБ, в соответствии со ст.
30
Суд
Последней инстанцией, призванной защитить потребителя, если не помогли остальные, считается суд. Иск будет рассматривать суд общей юрисдикции. При сумме требований менее 50 тысяч — мировой, более — районный.
Выбрать район можно любой, на усмотрение заявителя. Он может быть установлен по территории проживания истца, регистрации ответчика или по месту заключения договора.
Гражданский Кодекс в ст. 421 предоставляет гражданам свободу в заключении соглашений. То есть никто не может быть принужден к подписанию договора.
Когда речь идет о сделке, где одной стороной является потребитель, то это его право подкрепляется ст. 16 Закона о защите прав потребителя (ЗПП).
В норме дан запрет на обязывание покупателя приобрести товар или услугу вместе с другой. Тем не менее покупателям нередко приходится сталкиваться с ситуацией навязывания дополнительных услуг.
Разберемся что это и как с ней быть.
Нормативная база
Навязывание услуг потребителю является незаконным маркетинговым ходом со стороны организации, их предоставляющей. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» защищает интересы граждан в данном вопросе.
Это может быть страхование жизни или жилья, в котором у клиента нет надобности. При отказе от дополнительного пакета защиты, страховщик не берется за оформление ОСАГО, часто объясняя это тем, что закончились бланки, или иными причинами.
Автовладельцу в данном случае необходимо знать свои права. Страхование ОСАГО относится к публичным договорам. Согласно ст. 426 ГК РФ, организация, предоставляющая услуги, не имеет права отказать в заключении такого вида договора, если нет на это оснований. Статья 15.34.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа на страховую компанию от 100 тыс.
Кодекса РФ по административным правонарушениям:
- Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей – юридические лица (п.2 ст. 14.8 № 195-ФЗ).
- штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей – должностные лица;
- возмещение в полном объеме убытков потребителя, связанных с действием договора, в котором содержаться условия, идущие в разрез с интересами последнего (п.1 ст. 16 ФЗ «О ЗПП»);
- согласно ст. 13 ФЗ «О ЗПП», продавец должен заплатить штраф в размере половины суммы, которая значится в удовлетворенном иске потребителя.
- Пострадавшая сторона имеет право требовать моральную компенсацию (ст.
Очень часто покупатель сталкивается с таким маркетинговым ходом от продавца, как навязывание дополнительных товаров (услуг) к основной покупке. Люди настолько к этому привыкли, что считают это вполне нормальным явлением, а между тем навязывание услуги является грубым нарушением закона защиты прав потребителя.
Что такое навязывание своей услуги
Если это право покупателя было нарушено, то все убытки, которые получил покупатель вследствие этого, продавец возмещает в полном объеме.
Как отличить навязывание от различных акций и бонусных предложений? Когда покупателю предлагают выбор — купить несколько продуктов со скидкой, или купить только один из этих товаров, но уже по рыночной цене, то это акция.
Исполнители принуждают клиента покупать непопулярный, некачественный и залежавшийся предмет, который не относится к приобретенной вещи.
Если гражданин чувствует со стороны консультанта давление не в свою пользу, он может обратиться в суд, в общественную организацию, в местное учреждение органов власти. Благодаря защитникам прав граждан, исполнителю грозит, помимо административной ответственности, штраф за оказание давления на потребителя, опираясь на положения статьи 16 ТК РФ.
В случае навязывания дополнительных услуг:
- Штраф в размере 20-50 тысяч рублей грозит должностным лицам;
- Административная ответственность за давление будет предусматривать штраф от 100 до 300 тыч.
Соглашение обязательно к подписанию, если это предусмотрено Федеральным Законом, например, при получении автогражданки. Приобретение же дополнительных полисов должно осуществляться только по желанию клиента.
За такие нарушения должностных лиц предусматривается штраф от 20-50 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.
Навязывание платных работ в сфере ЖКХ
Чтобы установить факт навязывания услуги ЖКХ, требуется анализ договора по управлению многоквартирным домом, заключенного с потребителем. Также берутся во внимание квитанции по оплате коммунальных услуг – с их помощью можно определить объем проводимых работ, включение дополнительных пунктов и ущемление прав собственников.
Случается, что управляющие компании добавляют в счет платные услуги, объясняя это тем, что они обязательны и не подлежат отказу.
Роспотребнадзор:
- личное посещение учреждения;
- звонок по телефону «горячей линии»;
- отправка обычного письма по почте;
- обращение в электронном виде на официальном сайте организации.
Заявление должно соответствовать следующим требованиям:
- не быть анонимным, содержать ФИО заявителя, его адрес, контактные данные;
- четко описана причина обращения, кем нарушены права и при каких обстоятельствах;
- текст жалобы пишется разборчивым почерком и не должен содержать угроз, оскорблений, жаргонизмов, нецензурных слов;
- в конце заявления проставляется дата и подпись.
Если какой-то из этих пунктов будет нарушен, обращение рискует остаться без ответа.
Защитники прав потребителей вправе применять к нарушителям санкции в виде наложения административного штрафа.
Чтобы отказаться от навязанной услуги, потребителю нужно связываться с продавцом и попросить прекратить рассылку.
Для борьбы с назойливыми звонками и смс, следует ссылаться на статью 18 закона №38-ФЗ «О рекламе». Суть его сводятся к следующему: запрещается распространять рекламу посредством телефонной связи, если на это не было дано согласие. Если абонент обратился к рекламодателю с целью прекратить звонки, последний обязан выполнить данное требование.
Обращаться с жалобой на назойливых рекламодателей, потребителю следует в Федеральную антимонопольную службу.
Навязывание услуг при получении кредита
В сфере кредитования не редко можно столкнуться с навязыванием услуг потребителям, когда банк в дополнение к любому виду кредита или рассрочке, обязывает клиента воспользоваться платной страховкой.