Законодательные акты периода вов в области государства и права
В условиях военного времени сохраняли свою силу нормативные акты, принятые в довоенный период. Как и государственный механизм, в части своей они оказались применимы в чрезвычайной обстановке. С целью эффективного регулирования общественных отношений в период войны было сформировано законодательство военного времени, которое было весьма жестким, но в итоге обеспечило победу над врагом.Большинство актов, принятых во время войны, носило временный характер. Вскоре после ее окончания они либо были отменены, либо сами утратили силу в связи с изменением обстановки. Однако ряд актов (например, в семейном праве) продолжали действовать и в послевоенную эпоху. Законов в годы войны было издано мало, так как Верховный Совет СССР собирался редко и нерегулярно. Гораздо чаще принимались указы Президиума Верховного Совета СССР.
Самые жесткие меры исходили из приказа № 227 Народного комиссариата обороны СССР от 28 июля 1942 г.: вводились заградительные отряды и расстрел отступавших, а также штрафные батальоны в составе фронтов и штрафные роты в составе армий. Штрафные части существовали с сентября 1942 г. по май 1945 г. Согласно архивным отчетно-статистическим документам численность переменного состава штрафников составляла за весь период 427 910 человек.
Всего было осуждено 994,3 тыс. военнослужащих (в том числе за дезертирство — 376,3 тыс. человек), из них к высшей мере наказания (расстрел) было приговорено 135 тыс. человек [1].
К осени ситуация на фронтах ухудшилась. Агрессор захватил значительные территории, армия несла большие потери, испытывала нехватку оружия и боеприпасов.
Законодательные акты периода вов в области государства и права
Происходили изменения и в уголовном законодательстве. Так в июне 1941 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения”. Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация.
В ноябре 1943 года был принят указ “Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну”. С апреля 1943 года для специальных субъектов уголовного права (“фашистских преступников и их пособников”) вводятся особые меры наказания—смертная казнь через повешение и каторжные работы.
Появилась тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса.
Наряду с этим органы военной прокуратуры обязаны были неукоснительно руководствоваться всеми инструкциями, изданными Чрезвычайной государственной комиссией. Их расследования признавались производными от осуществляемых ею и призваны были служить лишь в качестве дополнения последних. Акты по установлению фактов злодеяний должны были содержать в себе по возможности точное описание обстоятельств военных преступлений, времени, места и способов их совершения.
Кроме того, в актах указывались установочные данные лиц, удостоверивших факт совершения гитлеровцами злодеяния.
В качестве приложения акты включали все относящиеся к делу документы, заявления советских граждан, протоколы опросов, заключения медицинских экспертиз, фотоснимки, письма советских людей, угнанных в немецкое рабство, обнаруженные приказы и распоряжения оккупационных властей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г.
вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и в строительстве.
В их компетенции находились не только преступления, совершенные военнослужащими, но и гражданским населением в прифронтовых районах, если в составе преступления фигурировали нарушение общественного порядка, хищение, уклонение от воинской службы, повинностей и др.
Уголовное право в это время характеризуется усилением ответственности за паникерство, распространение ложных слухов (например, названный ранее Указ от 6 июля 1941 г.).
Осенью 1941 г. враг был на подступах к столице, и 20 октября в Москве было введено осадное положение. В этих условиях мера наказания за ряд преступлений ужесточалась: за призывы к нарушению общественного порядка вводился расстрел. В 1942 г. усилилась борьба с такими преступлениями, как кража и спекуляция.
В отношении личной собственности граждан государство производило временное изъятие некоторых объектов права.
Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»». Этот акт, несмотря на его отдельные достоинства (например, был увеличен отпуск женщине по беременности и родам с 63 до 77 дней, вводились государственные награды женщинам-мате- рям[48]), мгновенно отбросил отечественное семейное законодательство на столетие назад.
В соответствии с Указом от 8 июля 1944 г. перестали порождать правовые последствия фактические брачные отношения, юридическую силу имел теперь только официально зарегистрированный брак.
По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти. При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:
* эвакуация должна быть документально оформлена;
* квартирная плата должна своевременно вносится;
* лица, проживающие ранее, должна быть выселены.
В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года — договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами.
Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов.
Задачи государства изменились.
В экономике в эти годы принимались меры, направленные на улучшение количественных и качественных показателей, совершенствование финансовой системы. Во время войны по решениям СНК СССР были выпущены четыре Государственных займа, от населения было привлечено около 120 млрд руб.
Совершенствование звеньев народно-хозяйственного механизма осуществлялось в соответствии с несколькими актами: 20 января 1943 г. вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об улучшении работы железных дорог Урала и Сибири; 23 января — постановление, касавшееся восстановления МТС и колхозов в освобожденных районах, а в апреле — план развития сельского хозяйства на 1943 г.; 26 мая того же года — постановление ГКО о восстановлении железных дорог.
Названные меры были обобщены в комплексном постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г.
Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры.
Последние действовали в период с 1943 по 1945 г., причем не только на советской территории, но и везде, куда только вступали части Красной армии, в самой Германии в том числе.
Образовывались они согласно требованиям Указа от 19 апреля 1943 г. при дивизиях и корпусах действующей армии в составе председателя военного трибуната дивизии (председатель суда), соответствующего начальника особого отдела НКВД и заместителя командира по политической части (члены суда), причем с обязательным участием в рассмотрении дела военного прокурора дивизии. 2 августа 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об образовании военно-полевых судов при кавалерийских, танковых и механизированных корпусах».
Приговоры военно-полевого суда утверждались командиром дивизии и приводились в исполнение немедленно.