Закон о правовой гильотине
Планом, в частности, предусматривается подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности, новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализация и систематизация обязательных требований, в том числе в отдельных сферах.
Документ
- PDF
154Kb
План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины»
План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» разработан во исполнение поручения Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года (№Пр-294 от 27 февраля 2019 года, подпункт «б» пункта 3).
Комментарий
Выступление Константина Чуйченко на сессии «”Регуляторная гильотина”.
Еще одна «война» развернется вокруг того, сколько требований оставить после 2021 года и насколько они будут конкретными.
В законопроекте нет критериев минимизации рисков, механизмов их определения документ не предусматривает, говорит ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС Алексей Ефремов. По данным опроса РАНХиГС, основными рисками для россиян являются небезопасные продукты и услуги общепита, некачественные непродовольственные товары и услуги, пожары и аварии в жилых и нежилых помещениях, несанкционированное распространение и использование персональных данных.
Что не затронет реформа
Надзорная реформа, согласно законопроекту, не затронет отношения бизнеса с силовыми органами (аналогичная оговорка была и в прошлом законопроекте о контроле и надзоре) и не только.
Tadamichi / Depositphotos.com
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал соответствующий документ. Он предусматривает разработку и принятие ряда нормативных актов, направленных на совершенствование правового регулирования госконтроля (надзора) с учетом риск-ориентированного подхода.
В частности, к 2021 году планируется принять федеральные законы:
- «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (внесение проекта этого закона в Госдуму намечено на сентябрь текущего года);
- «Об обязательных требованиях» (его проект будет направлен в нижнюю палату парламента в октябре).
Также согласно плану1 будут подготовлены законопроекты, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в действующее законодательство в целях систематизации обязательных требований.
Закон о правовой гильотине
Что изменится в надзоре за бизнесом
Новый документ вводит запрет на контроль и надзор по следующим требованиям:
- требования, которые официально не опубликованы;
- требования, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
- обязательные требования, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года. Это и есть «регуляторная гильотина»: согласно поручению Владимира Путина, с этого срока должны действовать только актуализированные нормы, которые разрабатывались «с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».
Документ содержит оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц».
д.), касающиеся обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, с 1 января 2021 года будут признаны утратившими силу или отменены.
Как субъекту малого предпринимательства следует подавать заявление об исключении проверки из ежегодного плана проверок? Узнайте из «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).
Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.
В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закон «Об обязательных требования в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г.
Одновременно предполагается полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований — отсечение устаревших, исключение дублирующих норм и их актуализация. Такая ревизия должна завершиться к 2021 году. Пока в реализации механизма «регуляторной гильотины» участвует 33 ведомства, из которых 21 госорган является регулятором во вверенной ему сфере (МЧС, ФАС, Роспотребнадзор и другие).
Количество актов СССР и РСФСР, подлежащих отмене, в ближайший месяц еще может измениться — ведомства в срок до 10 октября могут представить обоснованные предложения по исключению из перечня каких-либо документов или же, напротив, по дополнению списка. Сейчас в базе Минюста «Нормативные правовые акты» числятся 36,3 тыс.
актов СССР и РСФСР.
«Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г.
Как отметил Шипов, качество их работы больше не будет оцениваться по «палочной» системе, при которой контрольно-надзорные органы ориентируются только на количество проверок и объем штрафов.
Основное отличие новой версии проекта от старой — в более детальном описании процессов контроля и его видов, но нужно было увязать их с риск-ориентированным подходом, а также поправить терминологические и юридические определения, считает член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.
Неопределенность может возникнуть с определением рисков. «Риск невозможно свести к нулю, он всегда существует. Допустимый уровень риска — задача, вокруг которой наверняка будут разворачиваться баталии: какой уровень риска считать допустимым», — отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
В ведомстве добавили, что контроль за выполнением надзорной и контрольной деятельности ФАС и ее территориальными органами будут по прежнему осуществлять прокуратура и суды.
Помимо этого, под законопроект не подпадает налоговый, таможенный и валютный контроль. В пресс-службе Федеральной таможенной службы заявили ТАСС, что запрос с пояснениями по законопроекту лучше переадресовать в Минэкономразвития. Комментариями Минэкономразвития и Федеральной налоговой службы (ФНС) ТАСС пока не располагает.
Также в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев поручил наладить совместную работу по законопроектам между аппаратом правительства, Госдумой и с Советом Федерации.