Возникновение и развитие отечественного страхования
3СОДЕРЖАНИЕВведение1.Дореволюционный период1.1. Попытка формирования государственной системы страхования от пожаров1.2 Образование частных страховых компаний1.3 Развитие страхового дела после отмены крепостного права2.Страхование в советский период2.1. Разрушение системы страхования и ее восстановление в 20-е гг .2.2 Организация системы государственного страхования3. Современный страховой рынок России3.1 Общая ситуация на рынке
3.2 Основные события и тенденции на страховом рынке России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Страхование — одна из древнейших категорий общественных отношений.
Манифест об учреждении Государственного заемного банка», запрещающий страховать имущество у иностранных страховщиков, и в том же году при этом банке была создана страховая экспедиция, на которую возлагалась обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Однако ее деятельность оказалась убыточной и была прекращена.
В 1827 г. бароном Штиглицем и другими российскими предпринимателями было учреждено «Российское страховое от огня общество», получившее благодаря Указу императора Николая I от 27 (14) октября 1827 г. освобождение от налогов и монополию на ведение страховых операций в течение 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах. Уставный капитал общества составил 4 млн руб., а председателем правления стал адмирал Н.С.
Мордвинов, который убедил императора и его правительство в преимуществах частной формы страхового общества.
С внедрением иностранных страховых компаний, предлагавших свои услуги обеспеченным гражданам, начался большой отток денежных средств за границу в виде страховых премий, который достиг больших размеров. Правительство ограничило доступ иностранных страховщиков на российский рынок и начало предпринимать меры по организации государственной системы страхования. Так было положено начало образованию государственной системы страхования.
Однако в 20-е годы происходит разгром системы страхования и ее восстановление.
Революционные события, которые происходили в 1917 году, резко поменяли всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 годы была сделана попытка полного уничтожения страховой системы, но в 1921 году происходит восстановление страховой системы. Государственная система страхования довольно благополучно занималась личным страхованием.
В истории развития страховой отрасли в новейшей истории России выделяют несколько этапов. Первый этап развития российского страхового рынка характеризуется высокой долей неклассического страхования во взносах страховых компаний, что в результате позволило отрасли значительно повысить уровень собственной капитализации. Второй этап начинается с 2003 года, он характеризуется введением ОСАГО, очищением рынка от схем, ростом надежности страховых компаний и формированием качественного спроса на страховые услуги.
Третий этап характеризуется большим финансовым кризисом.
До конца XVIII в. страховые услуги в России оказывали иностранные компании. Платежи вносились золотом и уходили за границу. В связи с этим в 1786 г.
в России была установлена государственная страховая монополия, которая носила явно выраженный фискальный характер. Функции государственной страховой организации стала выполнять страховая экспедиция при Государственном заемном банке (1786–1822 гг.). Страхованию подлежали «каменные дома и фабрики» в пределах 75% их оценки.
Эти формы обязательного страхования сохранялись практически до 1997 г. — до принятия положений нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
После окончания войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.
В 1989 г. количество действующих договоров добровольного страхования в Российской Федерации составляло 121,5 млн при численности населения 148 млн чел.
2.2Организация системыгосударственного страхования
Постановление Совнаркома СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, никаким другим органам Союза ССР и союзных республик — как центральным, так и местным — не разрешалось заниматься страхованием. Решительно были пресечены попытки ведомств к созданию собственных страховых фондов.
Дальнейшее развитие страхования в СССР характеризуется частыми и радикальными организационными преобразованиями.
Наиболее интенсивный характер эти изменения носили в довоенный период. Декретом 1921 г.
По итогам 2011 г.
можно отметить, что снижение реального размера страхового рынка, зафиксированное в 2011 г., – самое меньшее с 2004 г., оно составляет всего 0,02%. Согласно исследованию ЦСИ «Росгосстраха»[2] доля расходов на страхование в доходах населения, напротив, имеет тенденцию к повышению: в 2010 г. население потратило на страхование 0,84% своих доходов, а в 2011 г. – 0,91%.
Страхование находилось в ведении губернского земского собрания, которое устанавливало размер страховых платежей, определяло пределы страховых сумм, утверждала инструкции по страхованию для управ, волостных правлений и агентов. Земское страхование подразделялось на обязательное и добровольное. К 1912 г. земские страховые капиталы достигли 96,5 млн рублей, в том числе на обязательное страхование приходилось 81,4 млн рублей.
Государство, также как и земства, ввело страхование, как на обязательной, так и на добровольной основе.
К обязательному страхованию относились пенсионные кассы для горнорабочих и служащих казенных железных дорог. Добровольным страхованием занимались согласно принятому в 1906 г. закону государственные сберегательные кассы. По их условиям страхования договоры заключались без предварительного врачебного освидетельствования на различные страховые суммы.
Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Целью данного документа являлось установление государственного надзора за деятельностью страховых обществ с тем, чтобы не допустить расходования средств страховых компаний не по назначению. Для осуществления такого контроля был учрежден Совет по делам страхования с исполнительным органом – Комиссариатом но делам страхования;
- • декрет СНК РСФСР от 13 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который имел большое значение для становления страхового дела в России. Общее руководство страховым делом и пожарной охраной возлагалось на Главного Комиссара по делам страхования и борьбы с огнем;
- • декрет СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике».
Рост рынка упирается в ограничения платежеспособного спроса, и любое увеличение тарифов приведет только к падению продаж в добровольных видах страхования и уходу в «тень» — в обязательных.
Только усилия страховщиков по выстраиванию диалога с потребителями, лучшему пониманию их потребностей и адекватному ответу на эти потребности может способствовать дальнейшему развитию страхового рынка.
Библиографический список:
Данилов, А.А. История России / А.А. Данилов. – М.: Юрайт, 2013. –278с.
Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России / Е.В. Козлова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 256с.
Серебровский, В.И. Страхование / В.И. Серебровский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Второе российское от огня общество», проводившее аналогичные операции. В этом же 1835 г. в России было положено начало личному страхованию. Было организовано частное акционерное страховое общество «Жизнь».
Проведение земских реформ во второй половине XIX в.
сопровождалось организацией земского страхования в России, которое проводилось как в обязательной, так и в добровольной форме. В 1864 г.