Уголок потребителя содержит
- Покупатель или клиент может убедиться в легальности вашей предпринимательской деятельности, увидев лицензии, сертификаты, свидетельства, дипломы. Это также повысит к вам доверие, а клиент или покупатель станут постоянными посетителями вашего заведения.
- Клиенты или покупатели получат все необходимые сведения.
- Предприниматель избежит нареканий и штрафов со стороны контролирующих органов.
- Кто обязан иметь стенд Уголок потребителя?
- Место для размещения стенда Уголок потребителя
- Штрафы за отсутствие уголка потребителя или необходимой в нем информации
- Кто обязан устанавливать стенд?
- Уголок потребителя содержит
- Уголок потребителя состоит из каких книжек
- Что должно быть в уголке потребителя
- Дополнительная документация к стенду
- Ответственность за нарушения в оформлении уголка потребителя
- Плюсы правильно оформленного уголка покупателя
Кто обязан иметь стенд Уголок потребителя?
Предприятия, относящиеся к любым организационно-правовым формам, изготавливающие, отпускающие продукт или осуществляющие оказание услуг (ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей).
Место для размещения стенда Уголок потребителя
Уголок потребителя должен быть размещен в заметном и легкодоступном месте.
Это поспособствует поддержанию лояльности потребителей.
Штрафы за отсутствие уголка потребителя или необходимой в нем информации
Если магазин не обеспечит наличие уголка потребителя (либо обустроит его, не обеспечив соответствия уголка требованиям законодательства), то проверяющие органы могут применить к нему санкции на основании пункта 1 статьи 14.8 КоАП РФ (ССЫЛКА) — в виде:
- штрафа в размере 500-1000 рублей (выписывается на ИП, владеющего магазином, или на должностное лицо, работающее в магазине, который учрежден как юрлицо);
- штрафа в размере 5000 — 10 000 рублей (выписывается на магазин как на юрлицо).
Если у владельца магазина есть сомнения по поводу того, включать или не включать какую-либо информацию, прямо или косвенно относящуюся к вышеуказанным категориям — то лучше перестраховаться и включить ее.
Потребитель должен иметь право на ознакомление с нормативными актами в сфере защиты своих прав. В уголке может содержаться информация о проходящих акциях, о предостережениях относительно приема лекарственных средств, если идет речь об аптеке, меню, если это предприятие общепита, и так далее.
На стенде должна быть представлена информация о том, куда можно обратиться с жалобой, и конечно, должна присутствовать книга жалоб и предложений.
Кто обязан устанавливать стенд?
Согласно требованиям Роспотребнадзора уголок потребителя должен иметься у всех предприятий независимо от формы собственности, ИП, деятельность которых связана с непосредственным контактом с потребителями.
Уголок потребителя содержит
КоАП РФ (ССЫЛКА) — в виде штрафа:
- 3000-5000 рублей (на рядовых граждан);
- 10 000 — 30 000 рублей (на ИП и должностных лиц);
- 20 000 — 50 000 рублей (на юридических лиц).
Отметим, что пунктом 2 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрен огромный штраф — до 500 000 рублей на юридических лиц (и не маленькие штрафы для ИП) за введение потребителей в заблуждение касательно потребительских качества товара или услуги. В свою очередь, в силу специфики торговой деятельности разъяснения по потребительским качествам может быть уместно публиковать как раз на стенде в уголке потребителя.
Уголок потребителя состоит из каких книжек
Поэтому, многие фирмы предпочитают этого не делать, и предъявлять книгу только по требованию посетителя. Это может быть оправдано с точки зрения обеспечения сохранности документа: если информационный стенд расположен в проходимом месте, то посетители могут нечаянно задевать его и заодно книгу, что может привести к ее повреждению.
- Коммерческий (рекламный) блок.
В нем могут отражаться сведения:
- об особенностях продажи отдельных товаров и услуг (например, с использованием персональных дисконтных карт клиентом);
- о скидках и акциях, проводимых на регулярной основе или внепланово.
Рассматриваемый блок — в числе тех, в которых на усмотрение самого торгового предприятия могут быть опубликованы в принципе любые полезные с точки зрения бизнеса сведения.
- предотвратит возникновение конфликтных ситуаций с покупателями, некоторые из которых всегда готовы найти повод для недовольства, что отпугивает других клиентов;
- наглядно продемонстрирует высокий уровень предоставляемого потребителям обслуживания;
- поспособствует привлечению новых клиентов, не сомневающихся, что именно здесь получат достоверные исчерпывающие данные о том или ином товаре (услуге);
- позволит наладить обратную связь с потребителями, так как станет видно, что их больше заинтересовало в представленных материалах.
Что должно быть в уголке потребителя
Многими предпринимателями высказывается пожелание, чтобы уголок покупателя оформлялся и наполнялся в соответствии с едиными требованиями, сведёнными в какой-то общий стандартный документ.
Обычно он состоит из пластмассовой или деревянной основы, на которой закреплены прозрачные пластиковые карманы.
Правильно оформленный уголок потребителя может стать рекламным стендом
Общие рекомендации по оформлению стенда следующие:
- Размещенная информация при изменении законодательства должна регулярно обновляться.
- Стенд должен быть освещен для комфортного чтения.
- Документы должны быть систематизированы и подписаны.
- При ячеечном размещении документы должны легко доставаться.
- Распечатки из интернета размещать не рекомендуется.
- Если на стенде крепится папка с вращающимися пластиковыми кармашками, то на её обложке нужно сделать надпись «Информация для потребителя».
Если предприниматель сомневается, как оформить уголок потребителя, то можно заказать его изготовление в рекламно-производственной фирме.
Причем данный Закон должен быть официальным печатным изданием, а не распечаткой, например, из файла или интернета.
- Правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (выбор определяет сфера деятельности предприятия).
- Режим работы.
- Прейскурант (для сферы обслуживания).
Дополнительная документация к стенду
Несмотря на то, что список дополнительной документации не регламентирован законодательством, контролирующие органы требуют их наличие.
1. Книга жалоб и предложений. Предоставляется после того, как клиент ее потребовал (п.
8 Правил продажи).
Итак, Вы открыли свой маленький бизнес и задались вопросом о размещении в своем помещении уголка потребителя. В зависимости от того, чем Вы планируете заниматься: торговлей или оказанием услуг, название у такого информационного стенда будет или уголок покупателя, или уголок потребителя.
Однако точной и строгой градации названия для информационного уголка законом не установлено и важно не его название, а то, что он в помещении имеется, а также полнота и объем содержащейся на нем информации, документов и книг законов для покупателей и потребителей товаров и услуг.
По роду своей деятельности я, как практикующий адвокат, юридически обслуживал различные виды бизнеса, и встречал, например, в магазинах — уголки покупателей, парикмахерской – уголок потребителя, стоматологии – информационный стенд.
При желании сделать стенд самостоятельно, готовые проекты можно посмотреть в интернете. Но не рекомендуется копировать уголки потребителя у конкурентов, потому что они могли сделать их неправильно.
Ответственность за нарушения в оформлении уголка потребителя
Правильно ли оформлен уголок потребителя, оценивает Роспотребнадзор.
Инспектора проверяют содержание стенда и актуальность размещенной информации. Если есть грубые нарушения закона «О защите прав потребителей», например, отсутствует сам закон или копия лицензии, то на торговую точку могут наложить штраф.
Но перечень демонстрируемых документов может отличаться, в зависимости от специфики бизнеса.
Плюсы правильно оформленного уголка покупателя
Правильно оформленный уголок потребителя в магазине будет полезен и для предпринимателя, и для покупателя. Хотя их интересы могут расходиться.
Убытки из-за низкого качества товара должен компенсировать производитель продукции
Итак, правильное оформление уголка потребителя имеет следующие плюсы:
- Повышается имидж магазина.
Видя стенд, покупатели считают, что предприниматель уверен в качестве своей продукции или услуг, не боится жалоб в контролирующие органы и готов к урегулированию претензий клиентов.
- Покупатели могут оценить легальность деятельности предпринимателя, увидеть его лицензии, сертификаты и свидетельства.