Стимулирующая функция цены пример
Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.
Пример. Допустим, что какой-то конкретный товар производится со средними затратами на единицу продукции, равными 2500 руб. за единицу товара. Усредненная цена, обеспечивающая нормальную работу производителя, составляет 3000 руб. Товар продается внутри страны и за рубеж. Перераспределительные процессы между потребителями различных стран, осуществляемые посредством цены, приведены в табл. 1.4.
Стимулирующая функция цены пример
В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.
Стимулирование происходит путем повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок с основной цены. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени с точки зрения этой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами.
Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом.
Особенно значимо это для рыночной экономики, когда а первое место выдвигаются экономические методы управления.
Регулирующая функция цены пример
Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.
Вложение капитала в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесцениванию средств, вкладываемых в эту сферу.
Взаимосвязь между функциями
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.
Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров.
Распределительная функция цены пример
Еэл = 0 это совершенно не эластичные товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетов;
Еэл < 1 это неэластичный спрос. Данный коэффициент показывает, что на каждый % изменения цены спрос меняется на величину менее 1%;
Еэл 1 это эластичный спрос. Данный коэффициент показывает, что объем спроса меняется более высокими темпами, чем цены;
Еэл = 1 это единичная эластичность.
Данный коэффициент показывает, что на 1% изменения цены объем спроса меняется также на 1%.
Е эл = ∞ совершенно эластичный товар = бесконечности.
Для эффективного функционирования каждая фирма должна разрабатывать коэффициенты эластичности спроса от цены по выпускаемым товарам. Предположим, что фирма выпускает три вида продукции: товар «А», «Б» и «В».
В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли.
В качестве примера представим, что на конкретной фирме производятся три вида продукции: «А», «Б», «В». Цены производителя и ее элементы на эти товары представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Элементы, входящие в состав цены производителя (в рублях)
Товар «А»Товар «Б» Товар «В»Цена СебестоимостьПрибыль-5
Как видно из табл. 1.2, в цене товаров находят отражение затраты (себестоимость) и результаты (прибыль). Таким образом цена, выполняя учетно-измерительную функцию, учитывает и затраты, и результаты производства.
Цена не просто пассивно учитывает затраты и результаты.
Цена является носителем важнейшей информации о затратах и результатах, на основе которой участники рыночных процессов могут принимать оптимальные экономические решения. Покажем это на основе данных, представленных в табл. 1.2. Прежде всего, рассчитаем структуру цен товаров «А», «Б», «В» (табл.
1.3).
Таблица 1.3
Структура цен производителя товаров «А», «Б», « В», (в процентах)
Товар «А»Товар «Б»Товар «В» ЦенаСебестоимостьПрибыль-10
Информация о структуре цен производителя показывает, что с позиций производства самым эффективным является товар «Б». Каждый рубль реализации товара «Б» приносит производителю прибыль в размере 50 копеек. В то же время самый неэффективный — это товар «В». На каждый рубль реализации товара «В» производитель терпит убыток в 10 копеек.
Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.
Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).
Цена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.
Ценообразование – это процесс, посредством которого происходит формирование цены на товар или на услугу.
Стимулирующая функция цены примеры
Выиграли внутренний потребитель и потребитель страны-импортера «2».
Перераспределение дохода посредством цен имеется и внутри фирмы между отдельными группами и видами продукции. Зачастую осуществляется это при выработке учетной политики фирм (группировка затрат по статьям калькуляции, использование методов распределения косвенных затрат по группам и видам продукции и др.).
Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены.
Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.
Функцию сбалансирования спроса и предложения цены выполняют в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм.
Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.
Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер.
Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.
(В. И.
Для этого целесообразно рассчитывать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены. Данный показатель характеризует «на сколько % изменяется спрос на товар, если его цена изменяется на 1%». Коэффициент эластичности спроса от цены ( Еэл ) определяется по следующей формуле:
На условных примерах покажем расчет коэффициента эластичности спроса от
цены.
Пример 1.
Пример 2. Цена за единицу конкретного товара повысилась с 50 руб.
до 52 руб. В результате этого спрос на данный товар снизился с 12 тыс. шт. до 10 тыс. шт.
Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные моменты свидетельствуют о том, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
Функция балансирования спроса и предложения.
Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствуют о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цен.