Способы разрешения инвестиционных споров
Инвестиционным спором, согласно ст. 10, является «спор иностранного инвестора, возникший в связи c осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации». Принципиально важным для нас является то, что данная статья Закона об иностранных инвестициях далее утверждает: инвестиционный спор «разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами…».
В узком смысле под инвестиционными спорами следует понимать правовые споры между государством и иностранным инвестором, связанные с инвестициями последнего на территории первого. В доктрине именно такие споры принято называть инвестиционными [522].
Споры, вытекающие из нарушений положений международных инвестиционных соглашений, могут касаться как субъективных прав определенного частного лица, так и в общем норм договора.
Способы разрешения инвестиционных споров
При наличии такого договора, как правило, для передачи спора на рассмотрение арбитража заключения арбитражного соглашения не требуется.
Основным многосторонним соглашением, предусматривающим арбитражное рассмотрение инвестиционных споров, является Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. В Конвенции участвует 152 государства. Она вступила в силу из стран СНГ и Балтии — для Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Туркменистана, Украины, Узбекистана.
Конвенция относит к инвестиционным споры, вытекающие из отношений между иностранным частным лицом и государством-реципиентом по поводу инвестиций частного лица.
Председатель должен учитывать важность того, чтобы обеспечить представительство в списке всех основных правовых систем мира и основных форм экономической деятельности.
МЦУИС разрешает споры, отвечающие следующим условиям:
- Споры между государством — участником Конвенции и физическими или юридическими лицами другого государства-участника.
- Только инвестиционные споры, т.е. правовые споры, вытекающие непосредственно из инвестиционных отношений.
- Необходимо наличие письменного соглашения между сторонами о передаче их спора на рассмотрение в МЦУИС.
Вашингтонская конвенция не содержит императивного положения об обязанности непременно передавать инвестиционные споры в МЦУИС. Она предусматривает два механизма разрешения споров — примирительная и арбитражная процедуры.
Любой член арбитражного суда может приобщить к арбитражному решению свое личное мнение, независимо от того, расходится оно с мнением большинства или нет.
Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбитражного решения. Эта просьба подается на основании выявления какого-либо факта такого характера, который существенно влияет на это решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен арбитражному суду и заявителю, и что незнание заявителем этого факта не было результатом небрежности.
Заявление подается в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения (ст.51 Вашингтонской конвенции). Такая просьба передается, если это возможно, арбитражному суду, вынесшему арбитражное решение.
Способы разрешения инвестиционных споров с иностранным участием
Государство-реципиент не может самостоятельно осуществлять страхование иностранных инвесторов от некоммерческих рисков, так как это было бы страхование от собственных действий данного государства.
При рассмотрении инвестиционного спора как частноправового (не имеющего межгосударственного характера) государство может отклонить претензии иностранных инвесторов при помощи ссылки на свой иммунитет.
Способы разрешения этих проблем:
Государство в национальном законодательстве или в двусторонних международных соглашениях о взаимной защите инвестиций принимает на себя обязанность не предпринимать к иностранному инвестору никаких мер, ущемляющих его имущественные права.
Способы разрешения инвестиционных споров преимущества международного арбитража существующие проблемы
Инвестиционные отношения, имеющие имущественный характер, возникают между государством-реципиентом и иностранным физическим или юридическим лицом. По отношению к иностранному инвестору государство выступает как властная структура.
Инвестор обязан подчиняться правовому режиму, установленному принимающим государством. Это отношения субординации (административно-правового характера).
Двусторонние договоры Российской Федерации с ФРГ, Австрией, Нидерландами, Южной Кореей, КНР, Данией и другими, на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ, предусматривают, что третейский суд создается для каждого конкретного случая, и, при этом, каждая договаривающаяся сторона назначает по одному члену третейского суда. После этого, оба избранных члена третейского суда совместно договариваются о кандидатуре гражданина третьего государства. Последний назначается договаривающимися сторонами в качестве председателя третейского суда.
Соглашения о взаимной защите иностранных инвестиций требуют, чтобы стороны назначили по одному арбитру в течение двух (или трех) месяцев с даты получения одной из договаривающихся сторон письменного уведомления от другой договаривающейся стороны о передаче спора в третейский суд.
Необходимо иметь в виду, что различные договоры делают акцент в разрешении спора либо на переговоры, либо на международный арбитраж, либо на использование норм административного и процессуального законодательства страны — реципиента инвестиций.
Нормы Конвенции предусматривают изъятие инвестиционных споров из юрисдикции национальных государственных судов и передачу их на рассмотрение в специальный международный арбитраж.
Основное содержание Конвенции — создание специального смешанного международного арбитража с компетенцией исключительно в сфере рассмотрения инвестиционных споров: Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МЦУИС — это одно из структурных подразделений МБРР, уникальный постоянно действующий арбитражный орган, созданный в форме международной организации, обладающий международной правосубъектностью и специальной юрисдикцией.
Содержащаяся в них процессуальная норма определяет компетентный орган и предметную подсудность.
Современные инвестиционные соглашения превратили взаимные права и обязанности инвестора и принимающего инвестиции государства в объект международно-правовых обязательств государств. Нарушение данных обязательств со стороны принимающего инвестиции государства может служить основанием спора с государством инвестора. Если инвестиционное соглашение не содержит положений, относящихся к урегулированию разногласий, рассматриваемые споры будут разрешаться аналогично спорам, основанным на обычных нормах международного права, т.е.
Концессионер по общему правилу несет риск случайной гибели (повреждения) объекта соглашения, а также несет расходы, связанные с исполнением обязательств по соглашению.
Объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, в частности автомобильные дороги, объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта, транспорт общего пользования, морские и речные порты, морские и речные суда, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты по производству и передаче электро- и тепловой энергии, объекты коммунального хозяйства, благоустройства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и пр. (ст. 4).