Соотношение категорий честь гуманность достоинство и ответственность
Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности.
Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-
20 ГлаваII. Категории этики
ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
6.
Достоинство и честь
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.
Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
Соотношение категорий честь гуманность достоинство и ответственность
обеспечение всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на честь и достоинство гражданина, а при необходимости — пресекать такое посягательство, возлагать на нарушителей предусматриваемую законодательством ответственность.
Честь и достоинство — важнейшие показатели достойной жизни и свободного развития человека. Утверждение чести и достоинства гражданина — обязанность Российской Федерации как социального государства, призванного создавать социально-экономические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, исключающие попрание чести, унижение человеческого достоинства.
К сожалению, этот закон до сих пор не принят.
Далеко не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга находятся в нашей полной власти.
Соотношение категорий честь достоинство гуманность и ответственность
Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество».
У средневековых рыцарей существовал целый культ «трудных добродетелей», среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо.
В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения
16 ГлаваII.
Категории этики
определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом.
Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.
Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности).
Относительно толкования смысла понятия «деловая репутация» на сегодняшний день у специалистов нет единого мнения. Чаще всего под деловой репутацией понимают «оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица».
[6]
Неудобства, связанные с неопределенностью термина «деловая репутация» могут быть также исправлены путем расширения использования в гражданском обороте более емкого термина «доброе имя».
Право на защиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в п. ст.23 Конституции РФ. В ст.150 ГК РФ честь и доброе имя объединяются в одно общее нематериальное благо.
Честь и достоинство как этические категории.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта са.мооценки .
Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот• моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь».
Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2003.
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Раз совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» — это поступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть.
Конституционным судом РФ по этому поводу было дано специальное разъяснение о том, что нормы ст.152 ГК РФ, содержащие положения о защите чести, достоинства и деловой репутации, являются важной гарантией конституционного права на защиту доброго имени. [9]
Очевидно, что понятие «доброе имя» как совокупность положительных качеств личности, отраженных в общественном сознании, т.е. общественная оценка конкретного индивида близко понятию «честь» и включает в себя положительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей.
Доброе имя, также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективную стороны.
Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органов внутренних дел.
Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и его сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности.
Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.
Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина). «Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду».
С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указы-
1. Добро и зло 15
вающие на ее моральную ценность.