Система управления государственной службой российской федерации необходима для
В действующем законодательстве установлены лишь ее уровневое деление, цели и задачи, т.е. самые общие положения.
Структурно систему управления можно классифицировать на уровневую, видовую (функциональную) и объектную.
Согласно действующему законодательству в современной России существует два уровня управления государственной службой: на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ1Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. Ст. 16.. Данные уровни управления соответствуют уровням государственной власти в стране. Каждый уровень должен быть представлен своей организационной структурой, т.е.
Система управления государственной службой российской федерации необходима для
- 1) орган управления действует при главе исполнительной власти (например, Совет при главе Администрации Рязанской области но вопросам государственной службы);
- 2) орган управления включен в структуру исполнительных органов власти субъекта РФ (например, Комитет по делам государственной службы Омской области);
- 3) орган управления является структурным подразделением аппарата высшего должностного лица субъекта РФ (например, Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан);
- 4) орган управления формируется всеми ветвями власти на паритетных началах (например, Совет по вопросам государственной службы Республики Хакасия).
Муниципальные органы юридически независимы в принятии решений по установленным для них вопросам, но фактически субъекты РФ влияют на них через систему межбюджетных трансфертов.
В августе 2001 г. создана Комиссия по вопросам реформирования государственной службы, которая рассматривала подготовленные межведомственной рабочей группой под руководством Д. А. Медведева проекты программы реформирования и нового законодательства.
В итоге были разработаны Законы о системе госслужбы и о госслужбе.
Определенную роль в управлении государственной службой играет Минтруда России. В 2004—2009 гг. это ведомство было объединено с Минздравом России, а с 2012 г.
действует как Министерство труда и социальной защиты РФ.
Важнейшее звено — федеральный государственный орган по управлению государственной службой и государственный орган по управлению государственной службой в субъекте РФ — в этой структуре до сегодняшнего дня отсутствует. Отсутствие единого центра управления очевидно негативно сказывается на функционировании системы государственной службы в целом.
Рисунок !! Структура управления государственной службой России (де-юре)
Де-факто система управления государственной службой выглядит так, как показано на рисунке !!.
Федеральный уровень
Рисунок !! Структура управления государственной службой России (де-факто)
Каждый элемент приведенной структуры имеет границы своего функционирования.
Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- — осуществлять надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния;
- — осуществлять администрирование государственной пошлины;
- — проводить проверки деятельности органов ЗАГС;
- — истребовать документы и вносить предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
- — согласовывать назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта, который организует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния.
В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа, т.е.
Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации,
федеральных органов государственной власти,
субъектов Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.
Основная цель государственной службы — служение государству и обществу.
Структура госслужбы – упорядоченная совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность и тождественность государственной службы самой себе, т. е.
То, что это не самое лучшее решение, было ясно еще на стадии разработки проекта закона о государственной гражданской службе [!! Турчинов]. Было очевидно, что одним из первых шагов в развитии положений закона должно быть создание правовых основ для государственных органов по управлению государственной службой.
Наиболее существенная проблема при этом – создание системы управления государственной гражданской службой РФ. В других видах государственной службы (военной и правоохранительной) существуют управляющие механизмы, и в определенных границах они функционируют автономно.
В гражданской же службе сегодня отдельные вопросы управленческого характера разбросаны по различным министерствам, что лишает управление и реформирование системного характера. Кроме того, никаким конкретным органом не регулируются межвидовые отношения служб.
В российской практике в 1995-2005 г.г.
· обеспечение реализации Президентом его полномочий по проведению государственной политики в области государственной службы
· участие в работе по совершенствованию правовых основ государственной службы.
Правительство РФ осуществляет кадровое обеспечение высшего уровня государственной службы (заместители федеральных министров, руководители и заместители руководителей ведомств, кроме назначаемых Президентом), а также участвует в присвоении классных чинов.
На федеральном уровне законодательной властивопросами управления государственной службой в аппаратах палат парламента занимаются специальные подразделения (их полномочия ограничиваются соответствующим аппаратом).
Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
§ внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;
§ формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.
В рамках данной программы были созданы важнейшие нормативные основы функционирования института государственной службы: федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определены подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности, конкретизированы квалификационные требования, закреплено участие независимых экспертов в аттестационных и прочих комиссиях.
Государственный орган по управлению государственной службой должен: координировать функционирование государственной службы по ее уровням и видам, осуществлять общее руководство разработкой и реализацией законодательства о государственной службе, направлять деятельность кадровых служб государственных органов, организовывать прохождение государственной службы, упорядочивать иерархию должностей государственной службы, распределять бюджетные средства по видам государственной службы, организовывать профессиональное обучение кадров, контролировать вопросы социального и материально-финансового обеспечения служащих и членов их семей.
Первоначально, согласно Федеральному закону № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г.
Главным субъектом управления должен был стать Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
Но эта система тогда не стала целостной, единой и, главное, работоспособной и эффективной. Да и официального термина «система управления государственной службой» в Федеральном законе № 119-ФЗ 1995 г.
не существовало. Элементы системы не были структурированы и дифференцированы ни функционально, ни организационно.
Поэтому одним из приоритетных направлений реформирования и развития системы государственной службы РФ сегодня является создание системы управления государственной службой.