Разница ответственности по должностной инструкции и внутренного регламента предприятия
Тщательно проработанная должностная инструкция — это возможность для работодателя потребовать от работника надлежащей работы, инструмент в борьбе с нерадивыми работниками, уклоняющимися от своих обязанностей.
Что должно быть в должностной инструкции
Приступая к разработке должностной инструкции, составителю следует исходить из структуры предприятия, особенностей структурного подразделения, в котором числится соответствующая должность, особенностей работы лиц, замещающих должности, по которым разрабатывается инструкция.
Таким образом, к разработке инструкции просто необходимо привлекать руководителя структурного подразделения, которому подчиняется работник, а также начальника отдела кадров.
Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях.
Порядок разработки общероссийских классификаторов (утверждены и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 № 409-ст).
31. ПР 50.1.024-2005. Правила стандартизации. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, введению и применению общероссийских классификаторов (утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.12.2005 № 311-ст).
32.
33. Рассказова-Николаева С.А., Шебек С.В. Корпоративные стандарты.
34. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.
– М.: Высшая школа. – 1988. – 239 с.
35.
Термины и определения2.2.Сокращения3.Описание требований, методов работы4.Приложения4.1.Справочники4.2.Формы и правила оформления документов4.3.Схемы процессов4.4.Алгоритмы расчетов
В методическую инструкцию рекомендуется включать:
- достаточно подробное описание предметной области, в которой применяются описываемые правила и методы; в частности, рекомендуется давать принципы классификации или систематизированный перечень объектов, используемых в указанных правилах и методах;
- описание целей и правил анализа и интерпретации результатов, полученных в соответствии с излагаемой методикой;
- примеры применения описываемых правил и методов, документирования их применения.
Методические инструкции (особенно в части классификаторов и форм документов) рекомендуется разработать и согласовать до написания соответствующих регламентов.
- регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
- любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
- подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
- внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих».
В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.
7 В.Гершель: «Нельзя внести ясность в рассуждения, если она сначала не введена в определения».
8 Глоссарий (лат. glossarium — «собрание глосс») – словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.
9 Тезаурус (от греч. — сокровище) – словарь, характеризующий термины предметной области не только через определения, но и через связи данного термина с другими терминами и их группами.
10 С точки зрения управления базами данных, используя единственное число, мы характеризуем единичный объект (запись в таблице).
7) Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Действующие должностные инструкции государственных служащих органов государственной власти, содержат следующие основные разделы:
1) Общие положения.
3) Должностные обязанности.
6) Связи по должности.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что «должностной регламент более (по сравнению с должностными инструкциями) ориентирован на взаимодействие органов власти и государственных служащих с гражданами и организациями, более четко структурирован, нацелен на повышение эффективности деятельности каждого государственного служащего» Цимбалист А.В. Регламентация труда государственных и муниципальных служащих.
- Выполнение заказов на оборудование и инструмент (первый операционный цикл – описывается взаимодействие арендатора и арендодателя).
- Обеспечение технической готовности оборудования и инструмента (второй операционный цикл – описываются процессы диагностики, технического обслуживания и ремонта, выполняемые арендодателем).
- Управление оборотным фондом оборудования и инструмента и принятие решений о его изменении (инвестиционный цикл – описывается цикл принятия решения собственником арендодателя).
В текстовой части регламента (разделы 1 – 5) таблицы, рисунки, схемы и т.п., если их довольно много, обычно не приводятся – они помещаются в приложения к регламенту (раздел 6). Немногочисленные же таблицы или графические элементы могут быть размещены в тексте.
Раздел 4.
Следует помнить, что слово «регламент» происходит от французского слова reglement, означающего «приведение в порядок», которое в свою очередь происходит от слова regle, означающего «порядок», «правило». Таким образом, недопустимы наименования документа типа «Регламент порядка подачи заявок» или, хуже того, «Регламент о порядке подачи заявок».
Правильным будет наименование «Регламент подачи заявок».
Содержание
Содержание является обязательным разделом регламента и, кроме того, представляет собой хороший индикатор структурированности регламентируемого процесса.
Основное требование к содержанию, особенно в разделе, описывающем процессы и методы работы, – однородность заголовков одного уровня. Немаловажно требование краткости в названии разделов.
Регламент в государственной службе разрабатывается на рабочее место с учётом особенностей труда и в соответствии со штатным расписанием, он отражает и такие, использующиеся с государственной службе модели проектирования рабочего места, которые построены на совмещении функций, относящимся к разным работам. Данный подход также направлен на совершенствование деятельности государственной службы и её развитие через изменение характера деятельности государственной службы, расширение профессионального поля.
Четкость в определении квалификационных требований и трудовой функции работника, закрепленных в должностном регламенте позволяет:
объективно оценить деловые качества претендента при приеме его на работу, в т.ч.
По крайней мере, стандартизация поднимает средний уровень компетентности работников. Стандартизация действий способствует заметному ускорению, повышению качества и снижению стоимости процесса – достижению целей «бережливого производства» [1].
С правовой точки зрения регламент «легализует» горизонтальные взаимодействия подразделений и/или работников организации, чем существенно облегчает управление организацией.