Психология личности и деятельности следователя кратко
Во время следствия и на суде главный инженер категорически отверг предъявленное ему обвинение, утверждая, что состоявшийся грех целиком и полностью лежит на совести директора леспромхоза, который, будучи в отпуске, слезно умолял подписать подготовленные им бумаги. Не ведая подвоха, молодой руководитель и поставил доверчиво требуемую закорючку.
На суде директор сделал вид, что ничего подобного не было, а доводы подсудимого есть не что иное, как попытка уйти от ответственности. В итоге человек сел за решетку. Без средств к существованию осталась молодая жена с грудным ребенком. Трагедия, как вы понимаете!
Спустя три года в тюрьму загремел тот самый директор леспромхоза, оказавшийся матерым расхитителем.
Ну а мой подследственный был выпущен на свободу. Позже суд снял с него обвинения и принял решение о возмещении морального и материального ущерба.
Мысль следователя в процессе работы должна не только отражать и направлять его собственные действия, но и постоянно соотноситься с интеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных к делу лиц. Он обязан думать за себя и за других, понимать ход психических процессов, предвидеть решения и поступки участвующих в деле лиц и направлять их и с учетом этого корректировать свое собственное поведение.
В этом взаимодействии сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, допрашивающий и допрашиваемый и т. д.
Процессуальное ¦¦ явных и скрытых ¦ ¦ криминалистически ¦ ¦ закрепление уголовно-¦¦ источников ¦ ¦значимой информации¦ ¦релевантной информаци覦 информации ¦ L——————— L————————L—————— ¦———————————+—————————————————————¬ ¦ ——————————¬¦Запрос учетно-регистрационной¦ ¦ ¦Назначение криминалистических¦¦ информации ¦ ¦ ¦ экспертиз ¦L—————————— ¦ L—————————— /——————————————————————¬¦ Предварительная систематизация информации, формирование ¦¦ вероятностно-информационной модели расследуемого события ¦L—————————————————————— ¦ /——————————————————————¬¦ Эмпирическое исследование модели расследуемого события.
Психология личности и деятельности следователя краткое
В процессе человеческой коммуникации происходит активный обмен информацией, при помощи которого протекают процессы рефлексии.
Для того чтобы не допустить ошибки в процессе логической обработки поступающих данных, следователю необходимо хорошо знать и строго соблюдать логические законы и формы мышления, диалектически подходить к рассмотрению известных фактов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянно контролировать, имеются ли в его распоряжении достаточные доказательства для того, чтобы сделать тот или иной вывод.
Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь.
Практика показала, что непроизвольное запоминание, как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Существенен особый случай зрительно-образной памяти, называемый эйдетизмом (от греческого слова «эйдос» — образ). Эйдетики чрезвычайно отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть его со всеми деталями, даже после исчезновения объекта из поля зрения.
Преимущественное развитие одного из видов памяти ( зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.п.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей.
Так, у юристов высоко развита словесно-логическая память.
Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти, продуктивность которой очень высока.
- (2) следователь-мыслитель.
В его профессиограмме доминируют реконструктивные качества. Любит расследовать большие, сложные, требующие большого напряжения интеллекта дела.
Работает обычно один. Руководить людьми часто не любит и не умеет. Не любит расследовать мелкие, с его точки зрения «неинтересные», дела.
Этому типу следователей рекомендуется поручать сложные запутанные дела, требующие при их раскрытии большого профессионального мастерства и высокого интеллектуального напряжения; - (3) следователь-собеседник. В профессиограмме доминируют коммуникативные качества.
сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;
сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме — это помогает их пониманию и запоминанию;
привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;
помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.
Характер наблюдения определяется предметом исследования.
Наблюдательность следователя направлена на отыскание доказательств.
Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности”.
Практическое мышление следователя подвержено постоянному испытанию практикой. Этим обусловлены повышенная ответственность и напряженность, присущие работе следователя.Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
Весьма существенно оптимальное соотношение ума и воли следователя — познавательных и энергетических способностей.
Ум и воля — стороны одного и того же явления.
В-четвертых, развитые речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности самого следователя. Они способствуют четкости и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние профессионального языка, нередко отражающиеся в некоторой шаблонности криминалистической мысли.
Какие же именно особенности речи следователю полезно развивать?
Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.
Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать.
Для полного понимания мыслительного процесса при расследовании необходим механизм этого процесса, который основывается на теории мысленного моделирования.
Информация, которой пользуется следователь в процессе доказывания, можно рассматривать как модель исследуемого события.
В зависимости от формы отражения действительности различают материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.
Всякая материальная модель, прежде чем воплотиться в действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве замысла, плана или схемы будущего действия и его результатов.
В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным материалом, который имеет двоякую психологическую природу.
Поэтому важной психологической предпосылкой плодотворного наблюдения является острота органов чувств следователя.
Особое значение приобретает это качество при производстве тех следственных действий, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план (осмотр, обыск).Известно, что полнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Люди, обладающие разным жизненным опытом, разной суммой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по разному.
Чем обстоятельнее знакомство с предметом, чем разностороннее знания, тем плодотворнее наблюдение, ибо человек не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их.