Пропущенные сроки доследственной проверки
УПК РФ, а именно: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.
Однако истечение 30 суточного срока вовсе не означает, что проверочных мероприятий больше осуществляться не будет, так как прокурор, руководитель следственного органа может отменить вынесенное постановление в пределах своих полномочий и направить материал на дополнительную проверку.
3. Лицо, уполномоченное на проведение доследственной проверки.Как правило, уголовно-процессуальную проверку по рассматриваемому деянию с признаками преступления, может проводить как следователь, так и сотрудник органа дознания (применительно к материалу по ст.
о совершившемся или возможном противоправном деянии, полученном от третьих лиц.
- Решение прокурора о предоставлении соответствующих документов предварительному следствию по делам уголовного преследования.
- Заявление ЦБ России о фальсификации документов финансового характера.
После выявления одного из таких обстоятельств, прокурор или следователь могут вынести решение об:
- открытии уголовного дела;
- отказе в начале разбирательства;
- передаче материалов по подследственности.
Как осуществляется
Как уже было сказано, после принятия правоохранительными органами сообщения о преступлении, необходимо провести его регистрацию.
Сообщение принимается полицией в любое время суток. Оно может быть получено в письменной или устной форме, письмом, по телефону, факсу и тд.
Пропущенные сроки доследственной проверки
УПК РФ следователь, дознаватель предупреждает участника уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, о чем берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ. В диспозиции указанной статьи уголовного закона содержится указание на криминализацию только разглашения данных предварительного расследования, но не разглашения данных досудебного производства, включающего в себя и стадию возбуждения уголовного дела.
Это исключает уголовную ответственность участника уголовного процесса за разглашение информации, ставшей известной в ходе доследственной проверки, даже в случае предупреждения о недопустимости таких действий (аналогия уголовного закона исключена).
Особенно это касается преступлений экономической направленности, когда уголовно-правовые нормы находятся на стыке с гражданско-правовыми и требуют более пристального внимания в оценке перспектив уголовного преследования. Как правило, в этот период изымается большой массив документов, проводится анализ на наличие уголовно-правовой составляющей действий тех или иных лиц путем их опроса, изымания образцов для исследования и т.д.
Между тем обязанности уведомлять потенциального подозреваемого о проведении доследственной проверки закон не содержит.
О ее проведении может стать известно, когда уже непосредственно вызывают для дачи объяснения.
При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно.
Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч.
1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).
Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями.
Право следователя давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРД). При проведении доследственной проверки следователь имеет право поручить проведение оперативно-розыскных мероприятий органам дознания.
Полученные данные ОРД следователь анализирует с точки зрения наличия в действиях лица состава преступления.
Порученные следователем действия органы дознания должны осуществлять в строгом соответствии с законом об ОРД. Иначе полученные данные в дальнейшем также могут быть исключены из доказательств по делу.
И только грубые нарушения порядка их проведения могут повлечь признание собранных доказательств недопустимыми.
Хотелось бы отметить, что в связи с изменениями ст.170 УПК РФ следователь получил право при производстве указанных выше следственных действий не привлекать к их участию понятых. При этом обязательным является применение технических средств фиксации при проведении осмотров.
Данным правом следователи стали пользоваться довольно часто. С одной стороны, конечно, это право существенно облегчает работу следователя, особенно когда осмотры носят длительный временной характер и присутствие понятых действительно затруднительно, с другой стороны лишают сторону защиты в дальнейшем подвергнуть сомнению объективность проведения осмотров. Тоже самое относится и к осмотру вещественных доказательств.
Право следователя назначать судебную экспертизу.
Соответственно, лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, имеет возможность согласовать тактику защиты с адвокатом, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию его права на защиту и получение квалифицированной юридической помощи.
2. Дача объяснений.На данном этапе лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, вправе давать объяснения по существу проверки либо отказаться от дачи каких-либо объяснений, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ. При этом следует отметить, что данные объяснения в случае в возбуждения уголовного дела не могут быть использованы в качестве доказательств, а служат лишь ориентирующей информацией.
3. Назначение и проведение компьютерно-технической экспертизы.Согласно ч. 1 ст.
При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.
Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г.
УПК РФ процессуальное решение должно быть принято по результатам рассмотрения заключения в течение 30 суток, но при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения заключения или информации. Таким образом, специальный режим возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям не является императивным.
По усмотрению следователя уголовное дело может быть возбуждено и без учета мнения налогового органа, т.е. в общем порядке, что соответствует принципу самостоятельности следователя при принятии процессуального решения.
По результатам рассмотрения любого сообщения о преступлении компетентным должностным лицом (органом) в обязательном порядке должно быть принято одно из трех возможных процессуальных решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ.
В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения. Такую проверку часто называют «доследственной». Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами.
Согласно ч. 1 ст.