Производство по административным жалобам граждан: правовая основа , содержание стадий
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.
Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалоб граждан — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.
1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
2.
Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.
3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — семидневный срок.
Производство по жалобам также, как и производство по предложениям и заявлениям граждан опирается на конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Предметом рассмотрения в рамках данного производства является жалоба или спор. Понятие жалобы раскрывается в норме-дефиниции, а именно, в пункте 4 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которой для целей указанного закона жалоба определяется как «просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц».
Производство по административным жалобам граждан правовая основа содержание стадий
Федеральным законом, гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает:
наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и иные документы;
излагает суть предложения, заявления или жалобы;
ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Стадия исполнения принятого по жалобе решения.
Сущность этой стадии заключается в том, что орган (должностное лицо), который принял решение, обязан обеспечить своевременное и правильное исполнение решения по делу. Органы исполнительной власти, местного самоуправления или должностное лицо, рассматривая жалобу, обязаны принять исчерпывающие меры, которые направлены на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Постановление по жалобе обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Специальная жалоба характеризуется рядом особенностей: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; наличием специальных оснований обжалования, указанных в нормативном правовом акте; четким определением субъектов права на специальную жалобу; специальными сроками подачи и рассмотрения жалоб; особенностями процедуры рассмотрения специальных жалоб. Примером специальной жалобы является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, имеющая свой самостоятельный предмет, инициаторов подачи, сроки рассмотрения.
Обжалованию подлежат неправомерные действия (бездействие) и решения органов власти и их должностных лиц.
Вместе с тем необходимо отметить, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Исключение составляет ситуация, когда компетенция по рассмотрению жалобы лежит на уполномоченном субъекте, действия (бездействие) или решение которого обжалуются.
В таком случае жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Закон о предоставлении услуг определяет, что порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Жалобы как письменные обращения с процессуальной точки зрения принято подразделять на коллективные, анонимные, аналогичные, повторные, многократные, некорректные по содержанию или изложению.
Стадии производства по жалобе
В досудебном порядке обжалования можно выделить следующие стадии: подача жалобы и ее регистрация; рассмотрение жалобы; принятие решения по жалобе; исполнение окончательного решения, вынесенного по жалобе.
Стадия подачи жалобы и ее регистрации является начальной стадией досудебного обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.
По общему правилу жалоба считается поданной в срок, если она подана в орган непосредственно или отправлена по почте (сети Интернет) до истечения последнего дня установленного срока. При подаче жалобы лицом непосредственно датой подачи жалобы считается дата ее регистрации в компетентном органе.
К особенностям стадии возбуждения производства по жалобе Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации следует отнести только два правила. Согласно первому, о принятом в связи с поступившей жалобой решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
В соответствии со вторым, отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
Однако отдельные нормативно-правовые акты определяют иные сроки для регистрации поступивших жалоб. Так, Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации установлено, что «жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
В свою очередь, в соответствии с положениями статьи 4 Закона о биз-нес-омбудсмене срок принятия Уполномоченным решения о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению составляет 10 дней со дня поступления жалобы, о чем заявитель уведомляется в течение трех дней.
N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.
Нормативными правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав участников административных правоотношений: административный, судебный, самозащита прав.
Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу по отношению к органу, принявшему решение или совершившему действие (допустившему бездействие).
Право на самозащиту своих прав — право не выполнять неправомерные акты и требования государственных органов и их должностных лиц.