Профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью
В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможно-стей трудоспособности.
Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей.
Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем.
Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью.
Профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью
Основные задачи МПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по реабилитации, социальной адаптации лиц с различными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении.
Система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.
Профессиональная ориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью
Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
Стратегия государственной социальной политики на современном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства «сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности.
Важнейшей особенностью современной государственной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг.
На предприятия направляются инвалиды III и II групп, прошедшие предварительное лечение и обучение в условиях лечебно- трудовых мастерских и психоневрологических диспансеров и больниц.
*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов.
Санитарные правила»)
С 2005 года в РФ степени ограничения в трудовой сфере и жизнедеятельности законодательно разделили на три – первую, вторую и третью. Причем, в отличие от групп инвалидности, где первая – самая тяжелая, в ограничении трудовой деятельности самая строгая – третья.
представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;
сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся;
патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.
Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в преодолении межведомственных барьеров в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе.
А.И.Гер-Цёна, С.-Петербург; МПГУ, Москва). Несколько десятилетий на-^Д был успешно проведен эксперимент по вузовскому образова-
нию слепоглухих: несколько выпускников детского дома для сле-поглухих (Загорск, ныне Сергиев Посад Московской области) поступили на психологический факультетМГУ. Сегодня один из выпускников этой группы — доктор психологических наук, профессор А.
Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.
Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения).
Этому способствуют новые модб-ли специальных школ, сочетающие в себе не только образовательные, но и профориентационные структуры, имеющие подразделения для получения учащимися начального профессионального об-
разования, а иногда и их трудоустройства. Большой вклад в развитие этого направления сделан педагогами-практиками разных городов России (Г.В.Васенковым, Ю.И.Поповым, Е. И. Капланской — Москва; У. М. Муртузалиевой — Махачкала; Т.П.Трубачевой, Л.П.Уфимцевой — Красноярск, Н.А.Плаховой — Магадан, рядом педагогических коллективов городов С.-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга).
В развитых странах человеку с любой формой и степенью ограничения трудоспособности предоставлено реальное право на полноценное профессиональное образование и освоение минимально ограничивающих интересы инвалидов профессий и видов труда.
Система дополняется сведениями о вакансиях рабочих мест в данном регионе.
Такая технология основывается на принципе партнерства и позволяет решать проблему трудоустройства на основе диалога со всеми заинтересованными сторонами.
В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального.
При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.