Проект закона о домашнем насилии основная концепция
К тому же, государство будет реагировать не только на физическое насилие.
Много вопросов возникает по поводу новых для законодательства России способов насилия:
- экономическое;
- психологическое.
Пока не существует четких критериев, что же это такое. Поэтому противники опасаются, что закон будет работать против тех, кого должен был бы защищать. Ведь агрессором могут признать любого.
В качестве примера критики нового закона приводят следующие ситуации: не купили родители ребенку новый гаджет — это можно посчитать экономическим насилием, и ребенка смогут отобрать у родителей.
Закон о компенсации ипотеки многодетным в 2019-2020 годах – как получить 450 000 рублей?
Реакция на критику
Авторы законопроекта призывают не впадать в крайности.
Организации, подписавшиеся под открытым письмом с требованием принятия закона:[30]
1. Кризисный центр для женщин «Анна», г. Москва
2. Межрегиональная благотворительная организация «Ночлежка»
3.
Независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», г. Москва
4. Международная правозащитная группа Агора
5. ИНГО. Кризисный центр для женщин, г. Санкт-Петербург
6.
Проект Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая»
7. АНО «Женщины за развитие», г. Грозный
8. Комитет против пыток, Нижний Новгород
9. Общероссийская ассоциация женских общественных организаций «Консорциум женских неправительственных объединений»
10.
Фонд «Общественный вердикт», г. Москва
11. Ресурсный центр «Развитие», г. Грозный
12.
Проект закона о домашнем насилии основная концепция
Существуют и иные меры комплексной борьбы с насилием, не имеющие ничего общего с принятием специального, тем более узконаправленного закона.
Таким образом, последствия принятия закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» в данный момент трудно предвидеть в полной мере. Но что можно с уверенностью сказать, так это то, что он, искусственно возведя семейные отношения в особую сферу повышенной опасности, приведет не только к нарушению прав и свобод человека, дублированию законодательства, искусственной криминализации членов семьи, но и к разрушению брачно-семейных отношений, а также ослаблению межпоколенных связей.
Можно прогнозировать, что после принятия данного закона постепенно станет уменьшаться число людей, вступающих в брак, снизится рождаемость.
Дополнительно отметим следующее.
Согласно статье 2 законопроекта «Лица, подвергшиеся семейно-бытовому насилию»- это «супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка (детей), близкие родственники, а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство иные лица, связанные свойством, которым вследствие семейно-бытового насилия причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред или в отношении которых есть основания полагать, что им вследствие семейно-бытового насилия могут быть причинены физические и (или) психические страдания и (или) имущественный вред».
Непонятно, по каким основаниям сожители (связанные бытом) выведены из определения, по какому принципу подпадают под понятие «семейно-бытовых» отношения бывших супругов, проживающих раздельно, у которых уже нет ни семьи, ни совместного быта.
КоАП, при повторных побоях применяется ст. 116.1 УК.
Соответственно, для сферы регулирования законопроекта остается физическое страдание, не причиняющее боли. В результате основанием для применений суровых санкций закона может стать минимальный физический дискомфорт члена семьи.
Другой запрет законопроекта – причинение психических страданий.
Однако по статье 117 УК уже наказуемо «причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями», если это не повлекло причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью.
Соответственно, для сферы регулирования законопроекта остается психическое страдание, не обусловленное «насильственными действиями».
Отметим, что помимо преступной составляющей понятие «насилия» охватывает собой «принудительное воздействие на кого-нибудь»[1].
Дублирование существующих форм профилактики излишне.
А новые формы профилактики (предписания и специализированные психологические программы) являются нецелесообразными и антиконституционными (обоснование см. в ответе на вопрос № 2).
Кроме того, следует отметить, что вследствие декриминализации побоев, совершенных впервые, в России наблюдается существенное падение насильственной преступности в семейной и бытовой сфере.
За счет пресечения в 2017 г. 224, 3 тыс. административных правонарушений по статье 6.1.1. КоАП количество семейных и бытовых тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 11,3% (до 3,4 тыс.).
Это приведет на практике к тому, что защитные предписания «в интересах детей» будут выноситься вопреки воле родителей и иных законных представителей.
Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» позволяет обвинить любого гражданина в одностороннем порядке, лишить его доступа к своему жилью и к другим членам семьи, в том числе детям, при наличии признаков неадекватно определенного «насилия». Причем, если человек будет уклоняться от исполнения предписания, он может быть привлечен к ответственности (вплоть до административного ареста или лишения свободы – согласно позиции авторов законопроекта).
Законопроект «О профилактике бытового насилия» не знает в отличие от УК (и КоАП) сроков давности для привлечения к ответственности.
Закона о профилактике домашнего насилия в 2019-2020 годах, является охранный ордер.
Он позволяет разобщить жертву и агрессора:
- При обращении в полицию по поводу домашнего насилия правоохранительные органы выдают предписание, которое разрешает агрессору находиться на одной территории с жертвой, но запрещает причинять ей насилие.
- Предписание действует до принятия судом решения: выдавать охранный ордер или нет.
- Если ордер будет выдан, то агрессор будет вынужден покинуть жилье, в котором он проживал с жертвой, даже если он является его собственником.
Предполагается, что такая мера окажется эффективной, чтобы предупредить дальнейшее домашнее насилие в семье.
Чем руководствуются противники нового закона
Законопроект базируется на опыте других стран по данному вопросу, но в РФ нашлось немало тех, кто выступает против закона.
Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 30 суток до одного года.
На время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический контроль.
Помимо государственных органов, к профилактике семейно-бытового насилия предполагается привлечь и общественные и некоммерческие организации. Они смогут в том числе «оказывать правовую, социальную, психологическую и иную помощь лицам, подвергшимся семейно-бытовому насилию; содействовать примирению лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, с нарушителем».
Накануне спикер СФ Валентина Матвиенко анонсировала широкую дискуссию по законопроекту о профилактике семейно-бытового насилия, чтобы он стал «актом консолидации общества, а не причиной раздора».
Закон о домашнем насилии предлагали принять в России уже не один раз. До сих пор отдельный нормативный акт так и не принят. Многие эксперты полагают, что имеющихся на сегодня мер достаточно, чтобы бороться с насилием в семье, и дополнительный закон будет лишним.
Расскажем подробнее, какие нормы планируют ввести власти, и почему новый закон о домашнем насилии в России в 2019-2020 годах (текст законопроекта можно скачать здесь) вызвал волну неудовольствия среди граждан.
Почему в РФ нужен такой закон
Впервые текст закона появился еще в 2016 году (проект Федерального закона № 1183390-6 «О профилактике семейно-бытового насилия» от 28.09.2016).
Тогда проект отклонили, а в 2019 году работа снова возобновилась, так как жертвы домашнего насилия в России неоднократно обращались в Европейский суд по правам человека.