Проект наследование признаков по родословной биология
Если пробанд гетерозиготен по этому признаку, что можно предположить исходя из того, что его отец и мать имеют по одному родителю не несущих данный признак, то вероятность рождения детей с веснушками при условии, что будущая жена не имеет их, равна 50%. Если же мать сама будет иметь веснушки и будет гомозиготна, то вероятность рождения детей с этим признаком равна 100%. Если же она гетерозиготна, то вероятность рождения детей с исследуемым признаком равна 75%.Литература и интернет-ресурсы
- Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии/ , . – М.: Планета, 2015.
- B.C. Баранов, , . Геном человека и гены «предрасположенности». Введение в предиктивную медицину.
Изучив в 10 классе тему «Генетика», я решил изучить проявление болезней в нашей семье и степень влияния их на будущие поколения.
Известно несколько тысяч собственно генетических заболеваний, которые почти на 100 % зависят от генотипа особи. Кроме того, существуют заболевания, которые зависят и от генотипа, и от среды: ишемическая болезнь, сахарный диабет, язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, многие онкологические заболевания, и заболевания психики.
Задачи медицинской генетики заключаются в своевременном выявлении носителей этих заболеваний среди родителей, выявлении больных детей и выработке рекомендаций по их лечению.
Когда я стал опрашивать родственников, то выяснилось, что по одной линии родства – преобладающими являются заболевания сердечно-сосудистой системы, по другой – желудочно-кишечного тракта.
Древо построено по принципу «восходящей»(от современного поколения к предкам).
Выполняя данную работу я хорошо понял суть генеалогического метода, а также у меня появился интерес к изучению своего рода.
Приложение 4
Доклад к проекту «Родословная семьи Кодинцевых».
Работа над проектом проходила с целью более подробного ознакомления с генеалогическим методом в генетике.
При составлении графического изображения родословной важно соблюдать следующие правила:
Составление родословной начинают с пробанда: анамнез заболевания, включающий начальные признаки и возраст их проявления, последующее течение болезни. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего: указывается возраст, здоровы или больны, проведение аналогии с заболеванием пробанда в случае болезни.
Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд.
Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз.
Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо.
Практическая часть
В качестве пробанда мы выбрали ученика нашей школы, так как у него были сведения почти о всех своих родственниках в нескольких поколениях, что имеет огромное значение для генеалогического метода. Решили изучить наследование следующих признаков: цвет глаз, наличие веснушек, группы крови.
Мы собрали генеалогическую информацию о пяти поколениях семьи пробанда. На основании полученных сведений построили родословные его семьи.
Анализ результатов
Проанализировав составленные родословные, мы определили типы наследования изучаемых признаков.
Цвет волос.
Он основан на составлении и анализе родословных, при помощи чего возможно прослеживание болезни (или признака) в семье или роду. В медицинской генетике этот метод называется клинико-генеалогическим. Суть метода сводится к выявлению родословных связей и прослеживанию патологического признака среди дальних и близких прямых и непрямых родственников.
1.3.
Изучение родословной
При анализе родословных в первую очередь необходимо установление наследственного характера признака.
Отсюда можно сделать вывод по моей работе, что в моей семье по материнской линии светлый цвет волос доминантный, а темный – рецессивный (схема 1)
Схема 1.
- Вывод.
У моего дедушки Васильева В.С. темный цвет волос, а у бабушки Васильевой Т. А. светлые волосы. Оба ребенка дедушки и бабушки – моя мама и мой дядя имеют светлые волосы. Отсюда можно сделать вывод по моей работе, что в моей семье по материнской линии светлый цвет волос доминантный, а темный – рецессивный.
Эта работа очень увлекла не только меня, но и всех моих родственников.
Рис. 1. Символы, используемые при составлении родословной.
Типы наследования признаков
После составления родословной, необходимо определить тип наследования признаков.
Существуют следующие типы наследования признаков:
• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) доминантный;
• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный;
На основании генеалогического анализа дается заключение о наследственной обусловленности признака.
Проводил сбор информации (анамнестических данных) по вышеуказанным правилам:
1. Сведения о пробанде.
2. Данны о сибсах (братьях и сестрах) и родителях пробанда.
3.
Сведения о родственниках со стороны матери.
4.
• популяционно-статистический (изучение генетического состава популяции),
• близнецовый (изучение генетических закономерностей на близнецах),
• метод дерматоглифики и пальмоскопии (изучение генетического состава популяции),
• цитогенетический (изучение кариотипа – совокупности признаков полного набора хромосом при помощи микроскопической техники),
• молекулярно-цитогенетические: биохимические (основаны на качественных цветных химических реакциях), молекулярно-генетические методы
• и метод генетики соматических клеток.
Большинство данных методов возможны только в условиях лабораторий и при наличии соответствующей аппаратуры, и я воспользовался доступным мне методом составления родословных – клинико-генеалогическим.
Клинико-генеалогический метод – этапы обследования
Клинико-генеалогический метод был предложен в 1865 году Ф.
2. Баширов Ильдар (построение генеалогического древа согласно принципам и генетической символике).
3. Мирсаитов Ирик (построение генеалогического древа согласно принципам и генетической символике).
4.Ефремов Евгений ( составление презентации).
5.Ярухин Дмитрий ( составление презентации).
Экспертная группа (оценивают защиту проектов групп по разработанным критериям) :
Состав группы: 1.
Борисенко Артём
2.Булычев Константин
3. Карапынарлы Николай
4. Матвеенков Денис
5. Касымбаев Максим
2 этап.
1.Консультирование и методические рекомендации по составлению родословных;
2. Самостоятельная работа учащихся, включающая опрос родственников, ведение черновых записей;
3.