Продавец отказывается обслуживать покупателя
Довольно часто потребители интересуются – имеет ли по закону право продавец магазина не обслуживать обращающегося к нему покупателя? На самом деле эта тема достаточно интересна и в настоящей статье мы ее (вместе с другими распространенными нарушениями) рассмотрим подробно.
- Что говорит закон
- Как наказать обидчика
- Продавец отказывается обслуживать покупателя
- Что делать покупателю, если продавец отказывается его обслуживать?
- Продавец отказывается обслуживать покупателя.правила торговли
- Продавец отказывается обслужить покупателя
- Если продавец отказывается обслужить покупателя
- Полезное видео
- Заключение
Что говорит закон
Сколь бы внимательно вы ни перечитывали ФЗ 2300-1, стоящий на страже прав потребителя, вам все равно не удастся отыскать в его тексте ответ на рассматриваемый в настоящей статье вопрос.
Тем не менее стоит однозначно сказать – отказаться от обслуживания клиента продавец не имеет права. Косвенно это заявление подтверждается 426-й статьей (ее 3-м параграфом) Гражданского кодекса. Здесь, в частности, сообщается, что сделка, осуществляемая в процессе покупки-продажи товара, есть не что иное, как публичный договор, что заключается потребителем и представителем магазина.
Здесь рассматриваются оскорбления:
- личности (1 часть);
- публичные (2-я);
Также предусматривается наказание за непринятие мер (часть 3), направленных на недопущение публичного оскорбления.
Таким образом, грубые слова клиентов (либо продавцов) следует квалифицировать по 1-й части ранее упомянутой статьи КоАП.
Максимально возможное наказание составляет от 3-х тысяч до 5-ти. В целом, конечно, суммы немаленькие, но, к сожалению, останавливает штраф очень немногих.
Как наказать обидчика
Любая грубость, исходящая от продавца или покупателя должна повлечь за собой определенные последствия. Несмотря на то что предусмотренные наказания весьма мягки, они все же принудят обидчика в будущем вести себя осторожнее.
При возникновении конфликтной ситуации следует писать заявление в правоохранительные органы или обращаться непосредственно в суд.
Данные возникшие правоотношения не допускают отказа в обслуживании клиента, если:
- затребованная им продукция доступна (то есть имеется на прилавке, складе);
- у покупателя есть необходимый объем средств.
В ранее упомянутой статье (параграф 1) говорится – торговое предприятие не обладает правом отдать предпочтение одному покупателю и проигнорировать другого. Не являются основанием для отказа в обслуживании и признаки неадекватности потребителя, его внешний вид и пр.
Продавец вряд ли имеет достаточные знания в области психиатрии, чтобы сходу поставить диагноз. Даже выпившие или находящиеся под действием наркотиков граждане не могут дискриминироваться или не допускаться в торговый зал, если ведут себя спокойно и не совершают хулиганских действий.
Продавец отказывается обслуживать покупателя
Как правило, такая возможность устанавливается в отношении отдельных категорий граждан (льготников, ветеранов, инвалидов и пр.).
Что делать покупателю, если продавец отказывается его обслуживать?
Покупателю следует ссылаться на положения действующего гражданского законодательства и Закон РФ «О защите прав потребителей». Так, в соответствии со ст. 445 ГК РФ, в случае отказа от заключения договора розничной купли-продажи потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения договора о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения. Более того, потребитель также вправе требовать компенсацию причиненного морального вреда, размер которого он определяет самостоятельно.
Продавец отказывается обслуживать покупателя.правила торговли
Договор купли-продажи является публичным договором, поэтому никому из покупателей вы отказать в обслуживании не можете.
Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.) . Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2.
Продавец отказывается обслужить покупателя
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в от размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
или содержать состав уголовного преступления:
Статья 130 УК РФ: . Оскорбление 1.
Если продавец отказывается обслужить покупателя
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Всякие оговорки типа «администрация вправе без объяснения причин… «, развешанные в барах, ресторанах, магазинах, дискотеках — не законны, так как ущемляют права потребителя по сравнению с действующим законодательством, поэтому также в силу п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Если покупатель оскорбляет вас, вы можете вызвать сотрудников милиции, так как действия покупателя могут содержать состав административного правонарушения:
Статья 20.1. КоАП РФ : Мелкое хулиганство 1.
УК РФ: первая касается нанесения оскорбления представителя власти, а другая – военнослужащего
Применительно к ситуации с отношениями в сферах торговли и обслуживания, правонарушения в виде оскорбления личности подлежат наказанию по ст. 5.61 КРФоАП в соответствии с ее 3-мя частями за:
- собственно оскорбление личности;
- публичное оскорбление;
- непринятие мер к недопущению публичного оскорбления.
Обидные слова, унижающие человеческое или профессиональное достоинство человека на его рабочем месте – именно случай, к которому можно привлечь покупателя по ч.1 ст. 5.61 КРФоАП.
Если же есть оскорбительные слова, фразы, выражения, зафиксированные в письменном виде в месте, доступном для публичного прочтения, то опытный адвокат сможет без особых усилий квалифицировать данное правонарушение по ч.2 ст.
Сотрудники магазина должны следить за сохранностью товарных ценностей, но это вовсе не дает им права проводить досмотр.
Если потребитель уверен, что все покупки пробиты в чеке, то имеет смысл вызвать полицию. Не только торговые работники, но даже охранники магазина не включены в перечень лиц, имеющих право проверять содержимое сумки: это указано в ст. 27.7 КРФоАП.
Полезное видео
Предлагаем вам посмотреть видео о взаимодействии продавца и покупателя, в котором рассмотрены случаи предоставления и использования персональных данных.
Заключение
Подобные ситуации наблюдаются довольно часто.
Безнаказанность и практически вседозволенность возникли не на пустом месте, их породило искаженное толкование ЗоЗПП РФ и статистика судебной практики, в подавляющем большинстве случаев отстаивающая позицию именно покупателя.
Оскорбление – понятие несколько размытое, субъективно воспринимающееся. Самое сложное в этом вопросе состоит в установлении, что оскорбление действительно было, и в доказательстве этого факта.
Те слова, которые одним гражданином воспринимаются как оскорбление, другому кажутся вполне допустимыми и приемлемыми в общении.
Отсутствие судебной практики по данному вопросу привело к тому, что с 2012 г. оскорбление перешло по большей части в категорию не преступлений, а правонарушений.
В 2017 г. в УК РФ содержится только 2 статьи, предусматривающие уголовную ответственность, это ст.
Любые слова при желании нетрудно истолковать в негативном ключе.
По этой причине очень нелегко установить, было ли обидным имевшее место выражение или же клиент (работник магазина) просто не очень корректно сформулировал свою мысль.
Читайте также: Куда нужно жаловаться, если вам звонят коллекторы по чужому кредиту
Как бы там ни было, но с 2012 года понятие оскорбления перекочевало из Уголовного кодекса в Административный. На сегодняшний момент в УК есть всего две статьи предусматривающих достаточно серьезную ответственность за подобное деяние. Так, в:
- 319-й рассматриваются оскорбления в адрес представителя власти;
- 336-й речь идет о военнослужащих.
В отношении бытовых случаев обычно применяют статью 5.56 Административного кодекса.