Приватизация общественной собственности основные процедуры
В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой и предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества (ради чего было осуществлено катастрофическое его обесценивание), отчасти по праву перешедшего к ним титула собственности, а главным образом – путем фактического контроля над акционированными предприятиями в противовес распыленным имущественным правам множества рядовых владельцев акций. Но приватизация не обеспечила создания механизма децентрализованной взаимной ответственности частных субъектов хозяйствования, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно управляемой экономике.
Приватизация общественной собственности основные процедуры
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года.
С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции.
Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.
* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.
Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.
2.
Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений».
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г.
Например, государство получит больше от продажи крупного предприятия, если будет продавать его как единую структуру, тогда как разделение предприятия на более мелкие единицы повысит конкурентоспособность этого сектора и экономики в целом, но уменьшит выручку от его продажи.
Приватизация предприятий-монополистов связана с еще более сложными дилеммами. Так как злоупотребление монопольной властью ведет к повышению цен для потребителей и к неполному использованию продукта или вида услуг, государство часто вмешивается в эту ситуацию посредством регулирования монополизированных рынков или, что чаще всего встречается во многих регионах мира, путем непосредственного предоставления тех или иных услуг через саморегулируемые, находящиеся в государственной собственности предприятия.
Приватизация предприятий-монополистов вообще не является средством борьбы с монополизмом.
Напротив, она усиливает таковую из-за снижения контроля государства над деятельностью монополий.
Практика проведения приватизации показала, что из перечисленных задач была решена одна, но самая главная на тот период – создание социального слоя, который обеспечил политическую поддержку рыночным реформам и сделал их необратимыми.
Данная задача, решенная в процессе приватизации, обусловлена специфическим положением Российской Федерации, необходимостью перехода к рыночной экономике, которая в отличие от планово-административной экономики показала свою жизнеспособность в течение длительного периода.
Если говорить о целях приватизации в условиях сложившейся рыночной экономики, то очевидно, что во всем мире приватизация проводится с целью повышения эффективности деятельности предприятий и привлечения инвестиций от новых собственников.
Приватизация является ключевым элементом новой мифологии, воплотившейся в официальный курс российских реформ предшествующего десятилетия.
Занимающиеся регулированием комиссии предприняли много основательных и дорогостоящих исследований того, достаточно ли разумными являются инвестиции, сделанные предприятием, и должны ли они включаться в базу для исчисления тарифа, на основе которой коммунальное предприятие может зарабатывать свою прибыль. Но поскольку эти исследования проводятся спустя длительное время после капиталовложений, их по праву считают оценкой решений руководства задним числом, от которого пользы столько же, сколько от любого запоздалого прозрения.
Что касается регулирования прибылей, такого рода исследования необходимы, поскольку такое регулирование создает для предприятия стимулы для вложения как можно большего капитала, что может привести к превышению пределов разумного.
Индивидуальная частная собственностьГрупповое закрытое присвоениеПартнёрская: паевая, долевая, кооперативнаяГрупповое открытое присвоениеАкционернаяПрисвоение в интересах обществаГосударственная Собственность субъектов Федерации Муниципальная
Более обобщённая классификация форм собственности: личная, частная, общественная, смешанная.
Источники собственности: трудовые доходы, наследство (клад), доходы с капитала (дивиденды с акций, проценты в банке, выигрыш), доходы с земли.
Собственность не только экономическая категория, но также одна из базовых юридических категорий.
Право собственности – это совокупность отношений, санкционированных обществом по поводу использования людьми экономических благ:
— право владения, физического контроля над вещью;
— право личного использования;
— право управления, т.е.
В странах, где существенным фактором, удерживающим инвесторов от покупки приватизируемых государстверных предприятий, является большой «долговой навес», обмен долговых обязательств на акции может одновременно решать задачу приватизации и сокращения долгов, тем самым способствуя улучшению инвестиционного климата в стране.
— Механизмы государственного финансирования используются в странах, где государственные предприятия недостаточно привлекательны, а фондовые биржи недостаточно развиты для привлечения акционерного капитала и других частных инвестиционных фондов.
Еще одна форма такого финансирования состоит в том, что правительство принимает отсроченные платежи под рыночные или льготные проценты.