Приватизация общественной собственности основные процедуры
Приватизация не является догмой, и в соответствии со своим предназначением государственная собственность будет существовать как необходимое дополнение к рыночному механизму. Отбор объектов для приватизации должен производиться особенно тщательно с учетом их необходимости для общих условий воспроизводства, обеспечения населения общественными благами, а также низкими ценами на некоторые товары и услуги, занятости.
2. Как правило, приватизации должна предшествовать реструктуризация монополий и предприятий, чтобы повысить ее финансовую эффективность, антимонопольное воздействие и доступность продаваемых объектов или их долей для широких масс населения в целях создания и укрепления средних слоев собственников и предпринимателей.
3. Приватизация должна проводиться постепенно, после серьезной организационной, экономической и политической подготовительной работы.
4.
Её основные формы:
· реституция (возвращение собственности прежним владельцам в натуре);
· компенсация (в форме ценных бумаг или денег).
В России, в отличие от стран центральной Европы и Балтии, данный метод приватизации ввиду продолжительности административно- командной системы практически не применялся. [6,43]
2.3 Этапы приватизации в России
Начиная с 1992 года приватизация в России прошла три основных этапа:
1) Ваучерная приватизация (1992 года-1994 гг.) ;
2) Денежная приватизация (1995-1996 гг.);
3) Современный этап приватизации (1997 — по настоящее время);
Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества.
Приватизация общественной собственности основные процедуры
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права.
РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ»
Цели приватизации:
— создание слоя частных собственников;
— аккумулирование средств в госбюджет;
— обеспечение экономической и имущественной самостоятельности;
— повышение эффективности экономики;
Способы приватизации:
Продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в настоящее время – на аукционе;
— продажа пакетов акций акционерных обществ (АО) по конкурсу;
— продажа имущества предприятий по конкурсу и на аукционе;
— выкуп имущества, сданного в аренду;
— продажа акций работникам;
— внесение госимущества в уставной капитал;
— отчуждение государственных акций владельцам государственных ценных бумаг;
Наиболее распространенный способ приватизации в РФ – акционирование.
Постоянные издержки (FC) – издержки фирмы, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции (страховые взносы, аренда, оборудование, амортизационные отчисления);
Переменные издержки (VC) – издержки производства, величина которых зависит от объёма выпускаемой продукции;
Общие издержки (FC +VC =TC) – сумма постоянных и переменных издержек;
Общий доход фирмы (TR) — выручка от продажи некоторого количества товара;
Средняя выручка (AR=TR:Q) — доход, приходящийся на единицу проданной продукции;
Экономическая прибыль – равна разности общего дохода и экономических издержек фирмы;
Бухгалтерская прибыль — равна разности общего дохода и фактических издержек.
Объектами собственности могут быть: факторы производства, предметы потребления, услуги, информация, плоды интеллектуальной деятельности и т.д.
В разные исторические эпохи первостепенное значение имела собственность на разные факторы производства. В аграрном обществе- собственность на доминирующий фактор- землю; В индустриально обществе- собственность на капитал, деньги; В постиндустриальном обществе, где доминирующим фактором становятся знания, информация – интеллектуальная собственность.[6,35]
Как юридическая категория собственность- это имущественные отношения, закрепленные в нормах права.
Частная собственность порождает «пучок прав» собственности, который включает:
· Владение — это начальная форма собственности, отражающая юридическое, документальное закрепление субъекта собственности, его право на обладание неким благом.
Более того, изменение экономической конъюнктуры понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу важности данного производства для общества) является делом государственной, а не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие приватизации.
Таким образом, можно констатировать, что существует определенная непроработанность проблематики приватизации.
Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.
Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов.
На плаву они держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г.
на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
2.3.1 Ваучерный этап приватизации в России 1992-1994 гг.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» , согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационных счет , на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества.
Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам.