Пример однородного товара
- сделки с иностранными юридическими или физическими лицами;
- внешняя биржевая торговля;
- сделки с оффшорными предпринимателями (компаниями);
- некоторые сделки между отечественными взаимозависимыми лицами (критерии приведены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Понятие однородности (или идентичности) имеет значение для применения в следующих сферах предпринимательства:
- При системе контрактов: при определении начальной минимальной цены. Обоснование – ст. 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Методические рекомендации Министерства экономики и развития от 02 октября 2013 года №567.
- В налоговом законодательстве: при определении налоговой базы по доходам в контролируемых сделках.
Пример однородного товара
Например, компьютеры одной марки, модели, номенклатуры и производителя идентичные, а разных марок и производителей, но выполняющие одни и те же функции, — однородные.
Что касается работ и услуг, то когда определяете однородность, учитывайте:
- качество;
- репутацию на рынке исполнителей;
- вид и объем;
- уникальность;
- коммерческую взаимозаменяемость.
Примеры
Собрали в таблицу примеры идентичных и однородных товаров по 44-ФЗ.
ИдентичныеОднородные2 халата, которые сделаны из одного материала (шелк), по одному лекалу, одного размера и цвета или отличаются по цвету, но это различие некритичное.2 лекарства, которые имеют одно действующее вещество (МНН), одинаковые показания к применению, форму выпуска, состав, одинаковую страну происхождения, взаимозаменяемые.
Пример 4. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 партии женских платьев. Платья из обеих партий имеют внешнее сходство (один фасон), сшиты по одному образцу из 100-процентного натурального шелка одинакового качества, но при этом имеют разные размеры и расцветку.
Кроме того, платья из одной партии произведены под торговой маркой известного модельера, а платья из другой партии нет.
В данном случае существенным фактором при решении вопроса об идентичности товаров является наличие торговой марки известного модельера, что влияет на репутацию товара на рынке.
У нее хорошая репутация, вкусная продукция и самой большой популярностью пользуется торт «Черный лебедь» с шоколадом и белой глазурью.
Компания, с целью расширения и формирования ассортимента, решила изменить шоколадный торт «Черный лебедь» и добавить в него карамельную глазурь, назвав продукт «Сладкая страсть». В этом случае товар будет идентичным, а цена будет формироваться, отталкиваясь от первого торта.
Франчайзинг
Идентичный товар должен обязательно выпускаться одним и тем же производителем. Рассмотрим пример с франчайзингом. Существует фирма «Р», которая делает качественное и вкусное мороженное.
Но она сотрудничает только с оптовыми посредниками, не реализуя продукцию непосредственно конечному потребителю.
Специальная перекись натрия изготовлена из компонентов порошкообразной формы высокой степени очистки, в связи с чем цена специальной перекиси натрия более высокая, чем цена обычной перекиси натрия. Обычная перекись натрия не может использоваться вместо специальной перекиси натрия, поскольку степень очистки обычной перекиси натрия недостаточна для использования в лабораторных исследованиях. Поскольку данные товары не являются одинаковыми во всех отношениях, они не могут рассматриваться как идентичные товары.
Вследствие высокой цены специальной перекиси натрия ее нецелесообразно использовать для отбеливания, а обычная перекись натрия непригодна для использования в лабораторных целях. Поэтому, несмотря на то что оба вида перекиси натрия обладают схожими характеристиками и составом компонентов, они не являются коммерчески взаимозаменяемыми товарами.
Таким образом, получается, что философия закупок сильно изменилась, особенно это касается закупки товаров.
Точное описание объекта закупки (использование показателей и их значений) и применение таких понятий как «идентичность» и «однородность» позволяют заказчику с максимальной точностью определить сначала диапазон цен для объекта закупки, а затем рассчитать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Сначала в Федеральном законе N 44-ФЗ, а позже в Методических рекомендациях раскрывается понятие «идентичные товары, работы, услуги», под которыми «признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
Пример 7. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 автомобиля, один из которых собран на заводе в Турции из узлов и агрегатов, произведенных в Германии, а другой произведен на заводе в Германии.
Операции по сборке автомобиля в данном случае не отвечают критериям достаточной переработки. В связи с этим страной происхождения автомобиля, собранного в Турции, является Германия, а страной производства — Турция.
Таким образом, поскольку данные автомобили произведены в разных странах (один в Турции, другой в Германии), они не являются ни идентичными, ни однородными.
III.
Метод 2 или метод 3 не применяется, если отсутствуют документально подтвержденные сведения о ввозе на таможенную территорию Таможенного союза идентичных или однородных товаров либо сведения, документально подтверждающие обоснованность и точность корректировки стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, учитывающей различия в коммерческих уровнях продаж и (или) в количествах идентичных или однородных товаров, а также значительную разницу в расходах, указанных в подпунктах 4 — 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения, обусловленную различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах используемого транспорта.
IV. Корректировка стоимости сделки с идентичными или однородными товарами
11.
однородные товары — товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака;
товары не считаются идентичными или однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза.
Таким образом, обычная перекись натрия и специальная перекись натрия не могут быть признаны однородными товарами. При принятии решения об отнесении товаров к идентичным или однородным необходимо различать понятия «страна, в которой товары произведены» и «страна происхождения товаров», поскольку для признания товаров идентичными или однородными важным фактором является именно страна, где товары произведены, а не страна, которая в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров (статья 58 Таможенного кодекса Таможенного союза) признается страной их происхождения. Совпадение страны, в которой товары произведены, и страны их происхождения встречается чаще, чем ситуация, когда страна, в которой товары произведены, не является страной их происхождения, признаваемой таковой в соответствии с указанными правилами определения страны происхождения товаров.
Пример 7.
- и те, и другие планируется реализовать или применять в РФ;
- партии ввозимых товаров были примерно одинаковыми;
- одинаковые коммерческие условия ввоза.
Если все условия, кроме коммерческих, совпадают, допустимо произвести уточняющие расчеты и подтвердить их обоснованность с помощью соответствующих документов. Если сделок по идентичным товарам было несколько с разными ценами, то разрешается учесть самую низкую, то есть более отвечающую интересам декларанта:
- По сделке с однородными товарами. Метод используется аналогично второму, но оцениваемые товары сравниваются не с идентичными, а с однородными.
- Метод вычитания. За основу берется наибольшая партия однородных (идентичных) товаров, проданная в России за последнее время. Из ее стоимости вычитаются внутренние затраты: транспорт, местные пошлины и т.п.
При сделках с однородными товарами доходы для целей налогообложения определяются с помощью сопоставления их цен на рынке.
К примеру, шампуни для женщин одной и той же марки, номенклатуры и производителя — это идентичные. Но если они производятся разными фирмами, то это будут уже однородные товары.
Что такое коммерческое обозначение? В этой статье подробно раскрыт этот термин.
Нужно учитывать, что продукция, которая значится в одном классе МКТУ, не всегда может быть однородной между собой. В нем могут быть товары разных категорий.
Нормативное регулирование
П.7 ст.38 НК РФ регулирует такой вид продукции, с января 2012 года. Само определение “однородный” теперь применяется к работам, услугам и товарам, по Федеральному закону от 18 июля 2011 года.До 2011 г.