Приходская двадцатка в православной церкви
Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.
В царской России приход строго ограничивался территорией проживания, существовала даже своего рода «приписка» к определенному приходу. И только в храмах своего прихода православный мог участвовать в богослужениях, именно в них совершать пожертвования. После революции количество приходов и храмов существенно уменьшилось, и тогда истинно верующие отправлялись на другие территории.
Вот как в своей книге «Я полюбил страдание», написанной незадолго до кончины, архиепископ Лука пророчески предвидел негативные последствия реформы: «Отныне подлинными хозяевами Церкви будут только Церковные Советы и двадцатки, конечно в союзе с уполномоченными. Высшее и среднее духовенство останутся только наёмными исполнителями богослужений, лишёнными большей части власти в распоряжении церковными зданиями, имуществом и деньгами»[11].
Изменения, вызванные постановлением Священного Синода от 18 апреля 1961 г., коснулись, прежде всего, положения священников-настоятелей. Большинство настоятелей церквей Московской епархии негативно отнеслись к новому Постановлению, что видно из слов уполномоченного по Москве и области А.
Приходская двадцатка в православной церкви
При приходах учреждались церковно-приходские общества и братства для организации благотворительности в кругу прихожан.
В 1885 году Московским земством был поднят вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Святейшим правительствующим синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствовалось.
Приходская двадцатка в православной церкви московский патриархат
Затем началось формальное обсуждение вопроса архиереями. В нём приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), Одесский и Херсонский Борис (Вик), архиепископы Минский Варлаам (Борисевич), Саратовский Палладий (Шерстенников), Кишинёвский Нектарий (Григорьев).
Архиерейский Собор одобрил изменения, касающиеся IV раздела («О приходах») «Положения об управлении Русской Православной Церкви» и утвердил журнальное постановление Священного Синода от 18 апр.
1961 г.
Приходская двадцатка в православной церкви официальный сайт
Как создается приход?
Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность. Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода.
А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.
Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом.
Изменения не заставили себя долго ждать.
16 января 1960 г. было выдвинуто постановление Совета Министров «Об усилении контроля за деятельностью церкви», в котором все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и предусматривавшие некоторые уступки для Русской Православной Церкви, были отменены.
16 января 1960 г. все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и предусматривавшие некоторые уступки для Русской Православной Церкви, были отменены
31 марта 1961 года состоялась встреча иерархов Московской Патриархии с руководством Совета по делам Русской Православной Церкви.
Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря возможно было лишь в крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжело больного). Совершивший требу в чужом приходе делал записи об этом в своих метрических книгах и передавал сведения о требе пастырю того прихода, где она была отправлена. В чужом приходе священник мог совершать требу лишь по распоряжению епископа или по просьбе местного настоятеля (в случае его болезни или отсутствия).
Помощниками приходского священника являлись диакон и низшие клирики.
По штатам 1885 г. во всех епархиях, кроме западных и закарпатских, в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщик.
Вдруг открывается дверь и вводят еще одного человека – Дмитрия Федоровича Егорова. Он входит в камеру, бросает на пол пальто и ложится. Я быстро подхожу к нему, я же ведь знал его, и спрашиваю: «Дмитрий Федорович, что с вами?» Он мне отвечает: «У меня язва желудка, такие боли, что я стоять не могу». Остальные находящиеся в камере люди его не знали и спрашивают меня: кто же такой Дмитрий Федорович. Я им рассказываю. Они стали выражать ему свое сочувствие.
Попытки вести борьбу за сохранение своего положения в общинах были единичными явлениями и существенно не влияли на общий ход проводимых мероприятий.
иерей Илья Матвеев
Ключевые слова: реформа приходского управления, Синод, Архиерейский Собор, финансово-хозяйственная деятельность, церковная политика, местные органы власти, религиозные общины, государственная власть, «двадцатки», закрытие храмов
[1]Марченко А., прот. Хрущёвская церковная реформа. Очерки церковно-государственных отношений (1958-1964гг.) (по материалам архивов Уральского региона). ― Пермь, 2007. ― С. 38.
[2] Там же.
[3] ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 248. Л. 42-46.
[4] ГАРФ. Ф.
6991. Оп. 2. Д. 309. Л. 2-3.
[5]Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). ― М.: Сретенский монастырь, 2006. ― С. 391.
[6] ГАРФ. Ф. 6991. Оп.
Члены конкретного прихода называются прихожа́нами данного храма или общины. На практике в современной России православный мирянин может быть постоянным прихожанином (и даже штатным сотрудником) сразу нескольких храмов, однако до второй половины 1920-х годов каждый христианин был приписан к конкретному приходу, а до революции 1917 года приходские храмы вели метрические книги и выполняли функции современных ЗАГСов, нотариусов и паспортных столов для подданных соответственного вероисповедания: в них регистрировались рождения, смерти, бракосочетания, переезды с другого места жительства (и выезды с намерением поселиться где-то), акты купли, продажи, дарения и даже фиксировалась политическая благонадёжность каждого прихожанина.
В западных губернияхРоссийской империи также широко использовался синоним парафия (польск.раrаfiа ← лат. раrосhiа ← греч.παροικία)[9][10].
Был избран новый исполнительный орган в лице Пименова, Слеповой и Логиновой, которые сразу же принялись за работу. Они ″вскрыли большие растраты со стороны священника Лаврова и бывшего старосты Кудрявцевой″. Под этим предлогом потребовали от последних лиц возмещения и отстранили от службы священника Лаврова»[29].
«Вышеуказанные священник Лавров и староста Кудрявцева в ответ на такие действия подали жалобу в Совет по делам Русской Православной Церкви на исполнительный орган, указывая на то, что он был выбран и зарегистрирован незаконным путём, так как не было никакого собрания, а протокол составлен Пименовым и подписан членами «двадцатки» обманным путём»[30].
Разрешение на проведение собрания исполком райсовета не выдавал. Указывалось также и на то, что избранный староста Пименов является психически не здоровым человеком.
Сначала его единственной обязанностью была продажа свечей, впоследствии — хранение церковных средств. В синодальный период церковные старосты имели ряд привилегий: если они были лицами податных состояний, то освобождались от податей. возлагалась забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества. На эту должность избирался, как правило, особо благочестивый человек.
Старосте поручалось от лица прихожан следить за сохранностью приходского имущества, он не имел права распоряжаться церковными средствами, был обязан беспрекословно повиноваться архиерею, находился под наблюдением и контролем причта.
Для решения приходских вопросов, связанных с сооружением, ремонтом и содержанием храма, содержанием клириков и обеспечением их помещением, а также вопросов, касающихся избрания должностных лиц прихода, Поместным собором 1917-1918 гг.