Превышение бюджета строительства ответственность
- расходование средств без результата;
- расходование средств сверх установленных норм, даже в случае получения требуемого результата;
- неоправданное авансирование, перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной задолженностью, непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
- неиспользование выделенных бюджетных ассигнований при наличии потребности в них;
- приобретение товаров и материалов (работ, услуг) ненадлежащего качества;
- оплата коммунальных услуг за арендаторов служебных помещений с последующим несвоевременным возмещением в бюджет;
- оплата штрафов, пеней, неустоек по возмещению вреда, допущенного по вине учреждения.
Неоправданные расходы и перерасход бюджета при оплате труда
Рассмотрим примеры неоправданных расходов и перерасхода бюджета при оплате труда.
По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс. руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс. руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс. руб.).
Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения.
Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными.
К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным.
БК РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров может явиться основанием для признания их судом недействительными. Иск в данном случае подает орган, осуществляющий полномочия распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Итак, принимая обязательства необходимо убедиться, что в распоряжении учреждения есть свободный остаток бюджетных назначений, т.е. сумма остатка по кредиту счета 501.Х3 или 503.Х3 по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующий год финансового периода больше или равна сумме контракта (договора) или иного основания для принятия обязательства.
Должностные лица, которые допустили принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств привлекаются к административной ответственности по ст.
Естественно, воплощение всех этих новых идей на стадии строительства влечёт затраты на перепроектирование, пересогласования, демонтаж бетонных конструкций с помощью алмазной резки и прочие дополнительные работы, на дополнительное время ведения строительства, а также на неизбежное снижение качества. Этих затрат можно было бы легко избежать, если думать о планировочных и технических решениях объекта своевременно, когда объект ещё находится только на бумаге и в компьютере, благо сегодняшний уровень трёхмерного моделирования существенно это облегчает.
8. Неправильное регулирование строительной отрасли и закупочной деятельности.
Это касается в основном бюджетной сферы, но также может транслироваться и в коммерческую как по методам работы, так и по последствиям, одно из которых – массовое банкротство строительных компаний в последнее время (см. статью на эту тему в «Ведомостях»).
В итоге стоимость строительства второго объекта за квадратный метр общей площади здания превышала стоимость первого на 95%.
Вопрос стеснённости площадки также следует рассмотреть отдельно. Мы сравнили работу одной организации по возведению железобетонных монолитных конструкций на двух аналогичных с точки зрения конструктива и общей площади объектов. Один из них находится в Московской области и имеет большую площадку строительства, достаточную для складирования материалов и опалубки вне здания.
Второй объект – в центре Москвы, где границы стройплощадки отстояли от контура возводимого здания на 1 метр, а бытовой городок находился отдельно в трёхстах метрах от объекта. На первом объекте выработка на одного рабочего доходила до 20 м3/месяц, а на втором едва дотягивала до 5 м3/мес..
Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств.
Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии.
К сожалению, когда Вы это видите, стройка уже идёт полным ходом и на пороге уже стоит подрядчик со счётом на закупку металла. Вы вынуждены либо смириться с продолжающим упорствовать проектировщиком и потерять деньги или потерять время на пересмотр проекта и замену проектировщика. И то, и другое вызывает удорожание проекта. В этот пункт можно также отнести и примеры откровенной коррупции среди проектировщиков, которые берут комиссионные с поставщиков за применение в проекте определённых материалов или оборудования, а также неумеренные творческие амбиции некоторых архитекторов, которые в середине стройки позволяют себе требовать реализации некоторых «художественных излишеств», не предусмотренных сметой.
Также следует отметить очень частые случаи неувязок проектных решений в вопросах разводки коммуникаций, и согласования отдельных разделов.
Например, уменьшение произведено по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», при этом сотрудник увольняется в конце года и имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в силу норм ТК РФ. В такой ситуации при возникновении превышения сумм обязательств над лимитами не является основанием для отказа в их принятии.
А вот если в аналогичном случае невозможно исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных учреждением им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то необходимо обеспечить в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг согласование новых условий контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров. Это прямое требование п. 6 ст. 161 БК РФ.
По нашему мнению, такие действия неправомерны.
Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702). Согласно данной норме названные сведения представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания в течение шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.
При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства.
В смете дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы этого учреждения.
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с законодательством, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст.
В статье мы приведем обзор нескольких судебных решений, касающихся контрольных мероприятий, в которых ревизоры устанавливали случаи неэффективного использования средств. Надеемся, что материал будет интересен нашим читателям.
Можно ли применять к бюджетным и автономным учреждениям положения ст. 34 БК РФ?
Как мы уже отметили, ст. 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу ст.