Правовой режим осуществления инновационной
Закону Республики Молдова инновационные инкубаторы, как и научно-технологические парки, создаются по предложению научно-технологического кластера в рамках договора о партнерстве между правительством и Академией наук Молдовы и управляются юридическим лицом, назначенным на конкурсной основе, основной деятельностью которого является управление и/или доверительное управление инновационным инкубатором. При этом инновационный инкубатор может функционировать в качестве подразделения научно-технологического парка или как самостоятельная структура. Период функционирования инновационного инкубатора не должен превышать 15 лет (научно-технологического парка — 25 лет).
Согласно определению, предложенному Ассоциацией научных парков Великобритании, технологический инкубатор поддерживает компании на ранних стадиях их деятельности: предполагается, что через два года они его покидают.
Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам инновационной деятельности регулируют, как правило, процедурные и / или организационные аспекты вопроса инновационных отношений, среди них:
— Акты Президента: в том числе О Государственном агентстве по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, утв. Указом Президента Украины от 12.05.2011 года № 583/2011;
— Постановления Правительства Украины: от 28 декабря 2001 г. № 1801 «Об утверждении Программы развития инвестиционной деятельности на 2002-2010 годы», в которой важным направлением государственной инвестиционной политики признается содействие созданию индустриальных парков для развития высокотехнологичных производств, а также предусматривается ряд мероприятий, направленных на его реализацию, от 05.08.2002 г. № 1106 «О мерах по поддержке инновационно-инвестиционных проектов»; от 17 июля 2003 г.
Для участников инновационного центра предусмотрены: таможенные и налоговые льготы; возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета; особый порядок перевода земельных участков в категорию земель населенных пунктов; специальный порядок регулирования градостроительной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, размещения и распространения рекламы. Более того, медицинская и образовательная деятельность на территории «Сколково» осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, и негосударственными образовательными учреждениями на основании разрешений, выданных управляющей компанией, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и государственной аккредитации.
Российской Федерации принадлежит право на подачу заявки и получение патента на создаваемые при реализации государственного контракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, исключительное право на использование создаваемых при реализации государственного контракта программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, а также право на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности, полученных при реализации государственного контракта.
Наряду с этим некоторые особенности предусмотрены законодательством для государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время большинство государств мира, в том числе Российская Федерация, признают важность инновационной деятельности для устойчивого экономического развития государства и общества, а также необходимость государственного регулирования данного процесса. Об этом свидетельствуют принимаемые на самом высоком уровне нормативные акты и программные документы, такие как, прежде всего, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Правительство Российской Федерации определяет развитие инновационной экономики как приоритетную государственную задачу. Стратегической целью государственной политики является достижение уровня социального и экономического развития, соответствующего статусу Российской Федерации как ведущей мировой державы.
НК при определении налоговой базы по налогу на доходы организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций. В расходы, связанные с производством и реализацией и соответственно уменьшающие налогооблагаемую базу по указанному налогу, включаются также расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК); расходы на подготовку и освоение новых производств (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК); расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подп. 35 п. 1 ст. 264 НК).
Так, Центр Иллинойского технологического института является типичным примером исследовательского парка по американской модели. В научном парке на землях университета находятся исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью.
2. Японская модель (строительство новых городов — технополисов).
Проект создания технополисов в Японии был принят к реализации в 1982 г., и было выбрано 19 зон, равномерно разбросанных по четырем островам.
В 56 км от Токио расположился «город мозгов» — Цукуба, один из крупнейших научных центров мира, в котором проводятся в основном фундаментальные исследования.
3.
Некоммерческая организация, собственником которой выступает университет или государство.
Согласно определению Канадской ассоциации университетских исследовательских парков, исследовательский парк создается в форме юридического лица (property-based venture), которое имеет на праве собственности здания и сооружения, спроектированные на основе генерального плана непосредственно под частные/государственные исследовательские организации и лаборатории, компании в сфере высоких технологий и науки, службы поддержки. Парк имеет договорные, организационные или операционные отношения с одним или более научными либо исследовательскими институтами высшего образования (университетами).
Под инновациями или нововведениями понимается конечный результат креативной творческой деятельности, но обязательно реализованный в виде нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. То есть продукт интеллектуальной, когнитивной деятельности, воплощенный в объект гражданско-правовых отношений, но при этом и сама инновация является объектом правоотношений как интеллектуальная собственность.
Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций.
Инновационная деятельность — это деятельность не только по разработке, но и внедрению инноваций.
Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.
- 7. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов.
Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство.