Первичный осмотр автомобиля страховым экспертом после дтп
Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.
Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.
Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама.
Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.
Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.
У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей.
А без осмотра «независимых экспертов» в суде с ней и разговаривать не хотели.
Последней надеждой оказался Верховный суд.
И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное — законными.
Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?
А на это Верховный суд заявил следующее.
Первичный осмотр автомобиля страховым экспертом после дтп
Акт осмотра может быть составлен в рукописной форме (почерк должен быть разборчив) или с использованием технических средств, в том числе специализированных расчетных комплексов, рекомендованных уполномоченным органом или Российским союзом автостраховщиков.
9. Эксперт-техник обязан провести идентификацию осматриваемого ТС — сравнить фактические данные с данными Свидетельства о регистрации ТС (Паспорта ТС) и занести в Акт осмотра идентификационную информацию и другие характеристики, способные повлиять на ход осмотра или результаты дальнейших расчетов (тип окраски и т.д).
В случае несоответствия части фактических идентификационных данных ТС данным Свидетельства о регистрации ТС (Паспорта ТС), осмотр ТС может не прекращаться. Эксперт-техник делает запись с указанием, какие именно несоответствия им обнаружены.
Заключение о конструктивной гибели ТС может быть сделано, если подлежат замене все номерные части, позволяющие после ремонта произвести идентификацию ТС (в общем случае, к таким частям относятся двигатель и кузов).
22. Заключение об экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта должно быть подтверждено расчетом, поэтому эксперт-техник должен сделать соответствующую запись в акте осмотра.
23.
В случае, когда эксперт-техник делает вывод о конструктивной гибели ТС или предполагает возможность экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта он должен, по возможности, полно отразить в акте (или приложении к нему) объем и состояние агрегатов, узлов и деталей в целях определения их стоимости в качестве годных остатков и зафиксировать показатели для проведения оценки стоимости ТС до ДТП.
24.
По запросу заказчика, представитель экспертного бюро обязан представить следующие документы:
- документ, подтверждающий высшее образование по соответствующему профилю;
- выписка из реестра технических экспертов;
- документ о проведении профессиональной аттестации Межведомственной комиссией;
- свидетельства о регулярном прохождении курсов повышения квалификации (проводится не реже 1 раза в 5 лет).
Если что-либо из документов отсутствует либо полномочия эксперта не подтверждены, сформированное заключение признается недействительным и не имеющим силу в суде или при урегулировании спора в досудебном порядке.
Повторная экспертиза
Иногда результаты первичной и независимой экспертизы не устраивают автовладельца и требуется провести дополнительное исследование повторно.
При необходимости применяются инструментальные методы, с использованием технических средств измерения и контроля или диагностического оборудования в соответствии с нормами РД 37.009.024 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания», РТМ 37.001.050 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания» и другой технической и нормативной документации.
3. В целях обеспечения объективности и доказательности при осмотре в обязательном порядке производится фотографирование.
Страховщик, организуя проведение осмотра, обязан:
- выдать направление автомобилисту;
- назначить место, дату и время проведения процедуры.
Детали осмотра должны быть заранее согласованы с автовладельцем, а на ее проведение отводится 5-дневный срок.
Так как расходы на услуги эксперта несет сторона, выступающая заказчиком, при самостоятельном проведении водителю придется вначале оплачивать стоимость, и лишь потом взыскивать средства с виновной стороны.
Чтобы избежать возможных проблем со страхователем, многие страховые организации вписывают мелким шрифтом на бланке акта осмотра пункт об отказе страхователя от проведения независимой экспертизы.
Страховые компании настаивают на том, что потерпевшие должны предоставлять автомобиль для осмотра в чистом виде.
Это делается естественно для того чтобы зафиксировать все имеющиеся повреждения на автомобиле. Но вот беда зафиксируют действительно все имеющиеся повреждения.
Получить копию акта осмотра, выполненного силами СК, можно только по письменному заявлению страхователя, что установлено пунктом 4.23 действующих Правил обязательного автострахования.
Важные нюансы
Законом «Об ОСАГО» (ч. 11 ст. 12) устанавливается обязанность компании своими силами организовать проведение профессионального осмотра машины после ДТП для определения суммы ущерба. Независимые эксперты привлекаются при выявлении расхождений во мнениях СК и страхователя.
При наличии действующего полиса ОСАГО, все вопросы, связанные с организацией и проведением независимой экспертизы, решаются компанией, выдавшей полис.
- извещение о ДТП;
- полис ОСАГО;
- паспорт гражданина РФ;
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- техпаспорт транспортного средства;
- банковские реквизиты счета, на который страховщик должен перечислить компенсацию ущерба.
Также, правилами оговорено, что автолюбитель прилагает к заявлению копии процессуальных документов, составляемых сотрудниками полиции, только, в предусмотренных законодательством случаях.
В частности:
- протокола об административном правонарушении;
- постановления по делу об административном правонарушении;
- определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Прежде чем передавать документы в страховую компанию следует сделать не менее трех копий каждого документа, оформленного сотрудниками ГИБДД и участниками автоаварии.
В случае, когда автолюбитель полностью не согласен с результатами осмотра, то в примечаниях нужно это указать и там же попросить провести независимую экспертизу. Прежде чем отдавать документ нужно его сфотографировать хотя-бы на телефон.
Обязательно следует взять копию акта осмотра машины. Документ будет необходим при заказе независимой экспертизы, а также при подготовке искового заявления и досудебной претензии.
Следует знать, что согласно, пункта 71 Правил ОСАГО страховые компании выдают на руки акт осмотра, только, на основании письменного заявления потерпевшего автолюбителя.