Перестройка судебной системы после революции
Советская юстиция……………………………22-23
3.3 Судебная реформа 1922г. Основы судопроизводства Союза ССР и союзных республик…………………………………………………………..23-26
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список…………………………………………………28-29
Введение
В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо.
К тому же нарушался демократический принцип отделения суда от следствия и администрации.
Заседания трибунала были публичны, и в присутствии обвиняемого приговор общего местного революционного трибунала мог быть обжалован в кассационном трибунале при ВЦИК.
Кроме общих (гражданских, территориальных) ревтрибуналов, в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции стали создаваться революционные военные трибуналы (РВТ) и революционные железнодорожные трибуналы (РВЖТ), что противоречило декрету СНК от 4 мая 1918 г., запрещавшему создание армейских трибуналов, а также ст.
Перестройка судебной системы после революции
В 1948 году оправдывалось 10 процентов подсудимых.
Партийные органы в качестве единственного суверена, безраздельно правящего страной, творят расправу и через головы специализированных карательных органов; Политбюро ЦК ВКП(б) утверждает расстрельные списки с фамилиями бывших соратников вождей. 5 марта 1940 года Политбюро рассмотрело «вопрос НКВД», и в итоге 21 857 польских военнопленных были казнены в Катыни. В-четвертых, суды становятся придатками и заложниками чрезвычайных органов.
Например, председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР тов. Ульрих докладывал не кому-нибудь, а лично Л. П. Берии, что с 1 октября 1936 года по 30 сентября 1938 года Военной коллегией и ее выездными сессиями в 60 городах осуждено: к расстрелу — 30 514, к тюремному заключению — 5 643 человека.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава I. Реформа судебной системы…………………………………………6-12
Глава II.
Правовые формы организации и деятельности советских судов в годы гражданской войны и иностранной интервенции……………………13-19
2.1 Задачи судебных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции…………………………………………………………………..13-14
2.2 Создание единого народного, положение от 30.11.1918г. ………….. 15-16
2.3 Система революционных трибуналов…………………………………..16-19
Глава III. Перестройка судебных органов при переходе Советского государства к НЭПу………………………………………………………….20-26
3.1 Реорганизация ВЧК………………………………………………………20-21
3.2 Создание прокуратуры.
Высший Арбитражный суд СССР, важнейшей задачей которого являлось разрешение хозяйственных споров в стране. Структура, компетенция и порядок его деятельности были регламентированы в законах «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР», утвержденных 17 мая 1991 г.
Важно отметить, что Высший Арбитражный Суд СССР был учрежден вместо существовавшего прежде Государственного арбитража, не являвшегося по существу судебным органом.
С 1 октября 1991 г. вместо упраздненных арбитражей и аналогичных им органов, существовавших до этого в структуре министерств и ведомств, были созданы арбитражные суды, которые непосредственно входили в судебную систему страны. Кроме того, была значительно расширена их подсудность.
Статистика показывает, что народные суды по составу возглавлявших их лиц являлись действительно рабоче-крестьянскими с весьма значительной партийной прослойкой. По данным Наркомюста на 1 октября 1925 г., среди нарсудей 86,3% рабочие и крестьяне, 83,3% — члены и кандидаты ВКП(б) (всероссийская коммунистическая партия большевиков).
Однако данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической партии «О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми, большинство которых не имели понятия о законах, был явно невыполнимым. Это подтверждает и тезис Наркома юстиции РСФСР Д. Курского, высказанный им в речи на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в 1922 году.
Заместитель министра юстиции Временного правительства А. С. Демьянов справедливо отмечал: «Самая простая и правильная характеристика старого дореволюционного уголовного кассационного департамента — это назвать его неправосудным; действительно, там делали, что хотели, не считаясь с законом, и даже в отношении не одних уголовных политических дел, но и просто уголовных; а о политических и говорить не стоит»[2].
В-четвертых, даже царской власти в огромной России недостаточно, чтобы провести преобразования единомоментно и повсеместно.
В-пятых, наблюдается не раз отмеченная раньше картина: наряду с правовыми ординарными судебными учреждениями действуют механизмы окультуренного произвола.
Примерно такая же картина наблюдалась и в Петрограде.
B январе 1918 г. комиссар над упраздненными судебными местами Петрограда даже поместил в газете объявление с предложением судебным следователям и приставам сдать находящиеся у них иа руках дела, документы и имущество. K упорствующим применялись репрессивиыс меры.
Вместе с тем комиссары по судебным делам в начале 1918 г.
Советов, а также образованы коллегии правозаступ- ников не только для особых, HO и для общих судов
28 января 1918 г. Совнарком учредил трибунал печати для рассмотрения лел о преступлениях и проступков против народа, совершаемых путем использования печати.
Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г.
был образован Ревтрибунал при ВЦИК. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК иа три месяца, и рассматривал дела без участия маролмых заседателей.
Мировые судьи были упразднены в 37 губерниях и работали лишь в Петербурге, Москве и Одессе.
Наконец, в период первой российской революции правительство прибегло к чрезвычайным репрессивным мерам. Высочайше утвержденные положения Совета министров о военно-полевых судах были опубликованы 19 и 20 августа 1906 года, так как «обыкновенное судебное производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не дает возможности достаточно быстрой репрессии» за противогосударственные преступления и преступления против порядка управления.
Военно-полевой суд включал в свой состав 5 офицеров, назначенных военными властями в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны, для рассмотрения конкретного дела.
Опасные для прав и свобод человека положения УПК РФ не только одобряются, но и усугубляются Верховным Судом Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам которого в обход норм, позволяющих лишь Пленуму этого Суда издавать «разъяснения по вопросам судебной практики», рассылает в областные (краевые) и к ним приравненные суды ответы на «вопросы по применению УПК РФ».
Полагаю, что судебная контрреформа в постсоветской России не шла у реформы по пятам, как это наблюдалось в XVIII веке, но развивалась параллельно ей и, вдобавок, опережающими темпами. Главная причина здесь — это сохранение у кормила политической власти вообще и у руля судебной власти, в частности, воспитанных в эпоху «социализма» деятелей, учившихся у творцов и прислужников террористической диктатуры.
Суды, начиная с первого декрета, могли руководствоваться прежними законами «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». Положение о народном суде от 30 ноября запретило ссылаться в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств.4 Суды должны были образовываться на началах выборности.
Они действовали коллегиально при решающей роли народных заседателей. Апелляция отменялась и допускалась лишь кассация решений.
В отношении доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями. Судоговорение велось на местных языках.
В судебную систему входили также революционные трибуналы. Они руководствовались отдельно издаваемыми законами, начиная с декрета от 4 мая 1918 г. по Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г.