Ответственность грузополучателя при разгрузке
- Пообщайтесь с диспетчерами.
Транспортные фирмы, которые дорожат своей репутацией и добрым отношением клиентов, подбирают грамотный персонал. Любой диспетчер такой компании должен дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с основной деятельностью.
Некомпетентность диспетчеров грузоперевозок – это косвенная характеристика самой фирмы, которая не проявляет должной ответственности при формировании штата сотрудников.
- Не пытайтесь сэкономить, доверив транспортную перевозку новичкам в сфере экспедиционных услуг.
У компаний, делающих первые шаги в транспортно-логистическом бизнесе, часто «всплывают» непредусмотренные трудности, с которыми опытные фирмы давно научились справляться благодаря многолетней практике. Схемы перевозок у компаний со стажем отработаны до такой степени, что практически не дают сбоев.
Если брак или нехватка обнаруживаются на этапе приема груза к перевозке, то есть, до наступления ответственности за него транспортной компании, следует сразу внести необходимые коррективы: указать в документах фактическое количество перевозимых объектов или заменить бракованный товар качественным.
При отсутствии такой возможности составляется акт о приеме материальных ценностей с дефектами или в ненадлежащем объеме.
В пункте доставки грузополучатель должен правильно оформить сопроводительные бумаги, это лучше проверить сразу. Если обнаружено, что с грузом не все в порядке, требуется акт по форме ТОРГ-2.
Ответственность грузополучателя при разгрузке
Если возникнет нештатная ситуация, страховщик обещает в полной мере покрыть убытки.
Решили застраховать груз? Действуйте в такой последовательности:
Шаг 1. Выбор страховщика.
На рынке страхования грузов в настоящее время большая конкуренция между отечественными, а также иностранными компаниями.
Найти по-настоящему надежного и финансово обеспеченного партнера – не так просто.
Показатель ответственности и адекватного отношения к репутации – быстрое урегулирование страховых случаев в пользу клиентов.
Шаг 2. Выбор подходящего тарифа.
Определиться с расчетами и выбрать оптимальный тариф можно самостоятельно, на официальном сайте страховой компании с помощью онлайн-калькулятора, или попросить сотрудника проконсультировать вас в офисе страховщика.
Статья 160 КТМ РФ запрещает перевозчику после выдачи груза получателю требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по не зависящим от него обстоятельствам. Однако перевозчик сохраняет это право в том случае, если он докажет, например, что местный закон или практика порта выгрузки педали ему возможности осуществить удержание либо обстоятельства сложились таким образом, что удержание было невозможным. В соответствии со ст. 30 УЖТ до внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
Другой мерой оперативного воздействия являются правила, установленные ст.
Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т.е.
такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. Причем указанная мера ответственности, как правило, носит вид штрафной неустойки, поскольку может быть взыскана сверх убытков.
Последний пункт очень важен, в частности, при международных перевозках. У страховщиков есть свой «черный список», куда входят неблагонадежные места.
К примеру, всем известно, что в Восточной Африке, у границ Сомали можно встретить пиратов 21 века. Поэтому страховка перевозки в данном направлении будет весьма дорогой.
Шаг 3. Сбор пакета документов.
При заключении договора понадобятся документы:
- подтверждающие статус страхователя или его удостоверение личности;
- подтверждающие право собственности на груз и заявленную стоимость материальных ценностей.
Следует также предоставить страховщику максимум информации о характере груза:
У компании есть право осмотреть страхуемый груз и дать ему свою оценку.
Шаг 4.
В частности, второй частью статьи 796 устанавливается принцип ограниченной ответственности грузоперевозчика размером реального ущерба, то есть:
- стоимостью груза, который утрачен или которого не достает;
- суммой, на которую уменьшилась стоимость груза при его повреждении или полной стоимостью, если испорченный груз невозможно восстановить;
- долей объявленной стоимости груза, которая соответствует испорченной или утраченной части (если содержимое сдавали к перевозке с объявленной ценностью);
- полной объявленной стоимостью, если груз утрачен, испорчен или поврежден так, что его нельзя восстановить, а сдавался к перевозке он с объявленной ценностью.
Перевозчик должен возместить заказчику или получателю груза помимо ущерба из-за порчи, потери или недостачи материальных ценностей, также плату за перевозку, когда она не включена в стоимость груза.
В месте разгрузки представителями грузополучателя каких-либо нарушений целостности упаковки груза (следов ее повреждения или вскрытия) обнаружено не было, груз был доставлен в том количестве и в том состоянии, в каком был принят от грузоотправителя. Впоследствии экспедитору была предъявлена претензия, что груз доставлен с недостатками, связанными с ненадлежащими условиями перевозки (с подтеками, замерзший, с бомбажем (вздутие банок)), что исключает его использование в пищевых целях.
Суд пришел к выводу, что обстоятельства наличия ответственности экспедитора за порчу груза не доказаны: экспедитор принимал груз по количеству грузовых мест, без внутритарной проверки его содержимого, поскольку такая услуга дополнительно не была заказана клиентом, он не мог знать, что находилось внутри упаковок, переданных отправителем для транспортировки.
Тем самым нарушается принцип равенства сторон договорных отношений и ущемляются интересы грузоотправителя, грузополучателя. Думается, этот пробел в железнодорожном транспортном законодательстве должен быть устранен.
Грузополучатель несет ответственность за неочис.тку вагонов, контейнеров, неснятые приспособлений для крепления, неприведение в исправное техническое состояние несъемных инвентарных приспособлений для крепления. В качестве санкции предусмотрен штраф в размере 45 и 15 МРОТ соответственно за вагон и контейнер.
Но если грузополучатель несет ответственность за неисполнение перечисленных обязанностей, предусмотренных ст. 44 УЖТ, то перевозчик – за подачу грузоотправителю без его согласия под погрузку порожних неочищенных вагонов, контейнеров (ст. 103 УЖТ).
Между тем закрепленные в ч. 1 ст.
Из этого следует, что, даже находясь «за рамками отношений по перевозке», экспедитор продолжает быть ответственным перед клиентом – таковы прямые указания Генеральных условий. Но на практике данные рекомендации не всегда берутся в расчет, потому что законодательно этот вопрос не решен однозначно.
Но если клиент получает перевозочный документ, который не выписывал экспедитор, а заверило другое лицо, то отвечать в качестве перевозчика экспедитор не будет.
То же произойдет, когда клиент не предоставит в определенный срок аргументы в пользу того, что экспедитор несет ответственность в качестве перевозчика.
Итак, Генеральные условия экспедиторов РФ устанавливают дополнительный критерий, по которому можно определить: является или нет экспедитор лицом, ответственным перед клиентом за несохранность груза в случае привлечения к исполнению обязательств перевозчика.
Когда наступает ответственность транспортной компании
Факт причинения грузу вреда – это основание для наступления ответственности экспедиционной компании. Во время перевозки вещи пропали, разбились, потеряли форму и еще каким-то образом пострадали – у заказчика есть весомая причина требовать полного возмещения причиненного ущерба. Кроме случаев, когда в законе или договоре прописана иная компенсация.
В статье 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» закреплены правила, по которым определяется размер вреда – в виде возмещения реального ущерба, а также упущенной выгоды за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Есть исключение: если экспедитор докажет, что нарушение обязательств – это следствие неподобающего исполнения договора перевозки, то его ответственность будет ограничена рамками возмещения реального ущерба.
На внутреннем водном транспорте за просрочку внесения провозных платежей и иных сборов подлежат уплате пени в соответствии с законодательством РФ.
Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т.е.
такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении.