Отличия банковского регулирования и банковского надзора
Приложение 4).
Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.
Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.
Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.
Правовая основа банковского надзора специфична для каждой страны, причем она находится в постоянном развитии и совершенствовании.
Основной общемировой тенденцией в развитии банковского надзора является повышение его эффективности.
Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:
- оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
- оценка достоверности учета (отчетности);
- определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
- оценка качества активов кредитной организации;
- оценка величины и достаточности собственных средств;
- оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
- оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
- выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.
Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России.
Отличия банковского регулирования и банковского надзора
Таким образом, в отличие от первой группы отзыв лицензии по основаниям второй группы является не обязанностью, а правом Банка России.
Сообщение об отзыве лицензии публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения. Решение Банка России об отзыве может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации.
Обжалование решения Банка России не приостанавливает действия решения.
- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
- предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.
Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы
Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать.
Банк России осуществляет валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке;
в) для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средствами) Банк России осуществляет их кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но не имеет право пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров.
Помимо указанных рыночных методов, которые влияют на денежно-кредитную политику, Банк России вправе осуществлять операции с драгоценными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые также мот влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.
Как надзорный орган Банк России вправе применять определенные меры воздействия на кредитные организации.
- • минимальный размер собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, а также о предоставлении разрешения на открытие филиалов и дочерних организаций за рубежом;
- • предварительный размер ненадежной части уставного капитала;
- • минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- • размер валютного, процентного и иных рисков.
Инспектирование кредитных организаций имеет целью определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, проверку соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Нормативная база проведения инспектирования включает Закон о Банке России, а также Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г.
Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет банковского надзора. Он объединяет все структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций.
Состав комитета утверждается Советом директоров. Его руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются советом директоров.
Все методы регулирования банковской деятельности можно условно разделить:
- на административные (на основе одностороннего волеизъявления Банка России);
- рыночные (по соглашению сторон) методы.
К административным методам регулирования следует отнести следующие:
а) государственная регистрация кредитных организаций.
К ним, в частности, относятся:
- • Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
- • Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
- • Положение Банка России от 29 июня 2012 г. № 384-П «О платежной системе Банка России».
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
- • правовая основа надзора, которая связывает систему банковского надзора в единое целое.
Правовую основу банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации составляют:
- • Конституция РФ;
- • Закон о Банке России;
- • Закон о банках;
- • Закон о банкротстве кредитных организаций;
- • Закон о кредитных историях;
- • Закон о страховании вкладов;
- • Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Φ3 «О валютном регулировании и валютном контроле».
В сфере банковского регулирования и банковского надзора особую важность получают нормативные документы Банка России, имеющие характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций и предназначенные для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.
Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п.
Суть этой модели — в акцентировании внимания на существенных факторах, создающих угрозу устойчивости банковской системы. Такими факторами являются банковские риски. Поэтому предполагается основное внимание сосредоточить на:
- выявлении сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/или областей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам по причине дефектов систем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;
- выявлении слабых банков и осуществлении надзора за ними в более интенсивном режиме по сравнению с банками, чье состояние не вызывает серьезных опасений.
В данной связи приоритетное направление банковского надзора заключается в независимой оценке политики и деятельности банка в области управления банковскими рисками.