Открытие аптеки все риски
В этом заключается основной риск бизнеса.
Лицензия на осуществление фармакологической деятельности
Предпринимателю придется получить разрешение от следующих структур:
- МЧС выдает заключение о соответствие аптеки требованиям противопожарной безопасности.
- Роспотребнадзор выдает санитарный паспорт на здание.
- Местные органы Росздравнадзора в последнюю очередь выдают лицензию на открытие аптеки.
Перечень документов при открытии аптеки, которые нужно подать в местные органы Росздравнадзора для получения лицензии такой:
- Нотариально заверенные учредительные документы юрлица или ИП.
- Документы, подтверждающие право пользования помещением под аптеку на праве собственности или аренды.
- Документы о фармакологическом образовании директора и сотрудников.
Здесь и маркетинговые контракты, и индивидуальные условия работы с дистрибьюторами, и прямые поставки, и масса других привлекательных моментов, которых одиночная аптека не увидит, наверное, никогда. Конечно, существуют объединения аптек, позволяющие и „одиночность“ не потерять, и к преимуществам сетей прикоснуться, и всё‑таки открывать единственную аптеку, тем более в арендуемом помещении — сомнительное удовольствие».
Какими качествами должен обладать человек, идущий в фармбизнес?
«Я бы выделил в качестве главного фактора успеха призвание, искренний интерес к аптечной рознице, — считает Ярослав Шульга.
— Рентабельность этого бизнеса крайне низкая, он не сопоставим по своей прибыльности с гораздо менее сложными по организации и менее ответственными перед социумом бизнес-проектами. При этом государство регулярно вмешивается в ценообразование и ассортиментную политику.
- Какими качествами должен обладать человек, идущий в фармбизнес?
- Открытие аптеки все риски
- Финансовые расходы при открытии аптеки
- Экспертная оценка рисков,
- связанных с ценовой конкуренцией
- и ценообразованием
- Какие согласования требуются для открытия аптеки?
- Наталия Вавилина о том, как рассчитать прибыльность будущей аптеки:
- Планы на будущее
Открытие аптеки все риски
Если набор медикаментов стандартный и поблизости есть конкуренты, то привлечь покупателей можно только ценой и яркой вывеской. Расходы на рекламу в таком случае окупаются очень долго, поэтому вкладывать в неё деньги вряд ли стоит.
Финансовые расходы при открытии аптеки
Стоимость инвестиций в открытие аптеки сильно зависит от её формата и площади.
Расходы на открытие аптеки площадью 100 кв.м.
Окупаемость стандартного проекта площадью 100 кв.м составляет не менее 1,5-2 лет.
Такой большой срок обусловлен большими вложениями в торговое оборудование. Хотя при открытии аптечного пункта на базе больницы можно вернуть затраты и в течение полугода.
В любом случае первоначальные инвестиции должны составить минимум 10000 долларов.
Большие затруднения в оценке вызнали риски, связанные с ценовой конкуренцией и ценообразованием.
Ценовая конкуренция была отмечена как один из самых угрожающих рисков, тяжело поддающихся профилактике (табл. 4).
Таблица 4
Экспертная оценка рисков,
связанных с ценовой конкуренцией
и ценообразованием
Вид риска
Количественные характеристики риска
Последствия
Методы профилактики
Ошибочное ценообразование
Частота возникновения: 5-20 раз/год.
Выбор системы налогообложения также широкий – от патента до ОСНО.
При открытии аптечного пункта можно оформить ИП и работать на патенте
На патентной системе имеют право торговать только индивидуальные предприниматели, а на ЕНВД ещё и юридические лица. Однако аптечный бизнес в обоих случаях будет ограничен особенностями розничной торговли, размером магазина и другими факторами, указанными в налоговом кодексе.
Чтобы иметь возможность реализовывать товар по безналу предприятиям и организациям нужно выбрать «упрощенку» или ОСНО.
Организационно-правовая форма практически не влияет на возможный ассортимент лекарств и выбор вида аптеки при её открытии.
Какие согласования требуются для открытия аптеки?
Для открытия аптеки требуется найти помещение, подобрать персонал и оборудование и только потом начинать согласования в госорганах.
Таким образом, он не может в полной мере называть данный бизнес своим. Безусловно, есть и плюсы: вы получите опытного наставника, который поделится знаниями и даст свое «имя».
«Франшиза выглядит привлекательно для того, кто пока не уверен в своих силах, — говорит Валентина Гришина.
Очевидно, что работа с нулевой или, напротив, с завышенной наценкой фактически означает лишение прибыли.
Наталия Вавилина о том, как рассчитать прибыльность будущей аптеки:
«Для начала нужно сделать мониторинг цен в ближайших аптеках, включая дискаунтеров. Если ваша ценовая политика будет менее привлекательной для посетителей, клиентов вам не видать. Проанализируйте вопрос о том, какую цену на товар можно получить у дистрибьюторов. Определитесь с наценкой и посмотрите, насколько прибыль способна закрывать траты (аренда, налоги, проценты банку, если у вас имеется кредит, и т.
д.). Когда все затраты будут учтены, вы сможете примерно спрогнозировать свою прибыль.
Пожарная и охранная сигнализация это 45—50 тысяч. Ремонт и отделка помещения это около 1 миллиона (все зависит от площади помещения). Затраты на оргтехнику это 100 тысяч. На ассортимент при открытии уйдет 100—150 тысяч, ну и на прочие расходы тысяч 30.
В итоге сумма приравнивается к одному миллиону 180 тысячам. Это вложения только при открытии.
Существуют и ежемесячные затраты.
Это и заработанная плата персонала, страховка, коммунальные услуги, реклама и прочие. Это примерно 180 тысяч в месяц. Не пугайтесь таких цифр.
Ведь средний чек в аптеке приравнивается к 150 рублям, а чеков в день примерно 200, получается, что выручка за один рабочий день составит примерно 30 тысяч рублей, в месяц — 930 тысяч. Сумма не маленькая.
Исследование включало в себя экспертную оценку рисков, связанных с кадровым обеспечением аптечного предприятия, системой товародвижения, коммуникационной политикой (продвижение, реклама, мерчандайзинг и т.д.), системой ценообразования, движением товара по складу. Оценивалось наличие определенных видов рисков в конкретной аптеке, частота их возникновения, последствия и меры профилактики, применяемые руководством для снижения степени риска.
Как показал опрос, управление рисками конкретного предприятия зависит от структуры самого предприятия, размера товарооборота, стажа работы сотрудников и осознания необходимости отслеживания и управления рисками, что выражается в эффективности работы руководящего персонала предприятия.
Но стоит ли вообще выходить на рынок, если сомневаешься в своем потенциале?! Конечно, выгодно, когда тебя берет под крыло статусная организация, однако задайте себе вопрос, хотите ли вы быть шестеренкой в чужом механизме… Или всё же рискнуть и начать свое дело, пусть пока и не такое грандиозное, но имеющее собственное имя».
Кстати, даже если у вас есть деньги, не факт, что франчайзер вами заинтересуется. Серьезная компания не станет сотрудничать с человеком, который не может четко определиться с тем, как будет вести бизнес, где будет находиться аптека и кто в ней будет работать.
Планы на будущее
Открывая единичную аптеку, нужно понимать, что, невзирая на сверхусилия, этот бизнес не даст солидного товарооборота, соответственно, не сможет заинтересовать поставщиков.
Обычно такая ситуация возникает 1-2 раза в неделю (67,2% опрошенных), количество отсутствующих препаратов составляет 10-15 (13,51% опрошенных), 5-10 (27,66% опрошенных), 3-5 (38,26% опрошенных), 1-2 (20,57% опрошенных). В качестве основной причины нехватки товара выдвигается нестабильный спрос (64,9% респондентов), нарушение сроков и комплектности поставок поставщиками (30%) и только в последнюю очередь — ошибка работника, занимающегося закупками (16,06%).
При этом около 30% аптек не имеют в штате сотрудника, занимающегося закупками, в большинстве аптек это входит в обязанности либо заведующего аптекой, либо заместителя заведующего; и только единицы отметили, что у них существует заведующий отделом запасов или менеджер по закупкам, в непосредственные обязанности которого входит расчет оптимальных сроков поставки и размера партии.