Отчет о цифровизации бюджетного процесса
Цифровая (виртуальная) валюта и противодействие отмыванию денег: правовое регулирование // Банковское право. 2018. N 2. С. 18 – 28; Изольдина Л.М. Правовой статус криптовалюты // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2018. N 12. С. 11 – 19; письмо ФНС России от 22 ноября 2018 г. N БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с письмом Минфина России от 8 ноября 2018 г. N 03-04-07/80764) // СПС «КонсультантПлюс»; Информация Банка России от 4 сентября 2017 г. «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)» // Вестник Банка России. 2017. N 80; О регулировании выпуска и оборота криптовалют: письмо Минфина России от 2 октября 2017 г.
Нурмухаметов Р.К., Степанов П.Д., Новикова Т.Р. Технология блокчейн: сущность, виды, использование в российской практике // Деньги и кредит. 2017. N 12; Блокчейн: цепная реакция // EY: сайт. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-blockchain-tom-rus/$File/EY-blockchain-tom-rus.pdf. Загл. с экрана; Buterin V. On Public and Private Blockchains // Ethereum Blog.
2015. 7 Aug. URL: https://blog.ethereum.org/2015/08/07/on-public-and-private-blockchains/; и др.
[14] Международный рейтинг, составленный авторитетной неправительственной организацией «Международное бюджетное партнерство». URL: https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/open-budget-index-rankings/ (данные 2017 г.). Для сравнения: в 2006 г. Россия по индексу открытости бюджета занимала 47-ю из 100 позиций.
[15] Федеральный закон от 29 ноября 2018 г.
Отчет о цифровизации бюджетного процесса
Развитие образования»*, «Социальная поддержка граждан»
Культура
2
«Развитие культуры и туризма»*, «Реализация государственной национальной политики»
Международная кооперация и экспорт
4
«Развитие авиационной промышленности», «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
* При условии завершения консолидации отраслевых расходов в соответствующих государственных программах Российской Федерации (текущий уровень концентрации отраслевых расходов федерального бюджета в составе ГП «Развитие здравоохранения» — 67,6%; ГП «Развитие образования» — 73,9%; ГП «Развитие культуры и туризма» — 87,9%; ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» — 31,8%).
Также, по словам представителя финансового ведомства, по данному вопросу подготовлена уточняющая поправка в БК РФ.
И. А. Седов
Таблица 1.
3. «Цифровой» бюджет – это обособленная на специальном счете часть бюджета, формируемая за счет обязательных платежей, уплачиваемых альтернативными денежными средствами – криптовалютой («криптобюджет»).
В настоящее время незавершенной остается научная и законодательная дискуссия о возможности придания альтернативным денежным средствам, денежным суррогатам правовой формы. При этом высказываются диаметрально противоположные мнения относительно их сущности и последствий внедрения и развития[16].
При рассмотрении вопроса о «цифровом» бюджете именно в аспекте формы платежа, который его формирует, очевидной представляется зависимость возможности существования данного «цифрового» бюджета от факта придания криптовалюте режима законного платежного средства и легализации возможности уплаты обязательных платежей криптовалютой в России.
Aq ▀oЫь┼▀мYХ└├^≈пi’Ёф▀{^`#Yf3E©q╘Y⌠°Hв%╪▐езIт╛&└╡┼ДHFзL ╞~жd’Тu┴Йc┴v3╙_╤я╪нХ<�У╣#?7д*]dЗ╡²юУj√+╔▒╪й8О=К∙ёоЙU╨&Р}щ│Z╔б√JHL╖ъyч╡Млф}E╫&┬}{∙C╕T┤s∙@╨Ь.≥]╤Sс╨s_я╞ Jмw`╓Z9╔KM(вьMWK√√╛Л╢·╨╖Xв└D-t`■x ╒а▐╣Юz9Т2·Р#ЦpU{╔X+N╪ ─ `╖ ╛≈ю┘8∙┼▌ш╠╚Z╛W┼╥2░pЦG╦МT═╣»╢░┘╕5╤ зз╬З╡»?+┬рб╗цjТe▒l╔pЬk*tЙnыkШФб·Ж,╞ПЕ⌡╤0╗╠≈Й@_С║⌠лФQj╣·\ьЁ÷Ф█╘дM[LП≈╕█$Б_*а⌠БФan╔··/{OsЖЩ■qсRБe·Щ?h▐╚к+╣Э|9С4ГщВЛ⌡√6╗й≈y╝█ #Ъ ОЭ+ЭЖ{xЫ,<�ш▄LНЦep$МwcщZЭEЧ▌НЭ┬╬Щ]▀н6ё⌠УХx)6▓┴В;ЯНt┴┐#ЪAv~юГПР)<{OжЮ╠<�▓├Ш╦;_Б░х©и²?┴█╞дР {┬MV╠╠»6▓FШm╢[E/╠HЬ/~ШvЦЁtL??═U╘╠9БЩч╜`-ЧKыЧ.o|≈ оЭё ;√gFRT©EvкxкЪ(*ЁФ╕н─Ч⌠2⌠зьЙ#²└м°dLL│з!)░╡/k╩В~ВшО╬ХЙj≈lY√eк▀╟%/x╖╤а└($aр&L&²N╖сЧ┴рВСtн╠Ui;ъ╥▒╫╤▓©░Л²ItуБ²уX[иы⌠╥Zфo,Mз*щы╦╨\8?÷Кm╓╩jинQ©╜ш⌠sЧЪU▀[#wжкW≈KГФzЫ╝иLГH╙mпъ⌠s╬╣ктем┴;Ку╚K∙ssC=Уbвd║s$с6≤э⌠Уq{≈Я≤╬╫V╩╡4vnn╓╖t|b═Ё▓o+╕÷█Бн.цЬ╞y-E÷│Х╕─X░%]}PАШЩЦЪХ’=я╙└jй╛э’ЦЁ░╪I▒G╣© зA]уIQиI┼ Ьmю?⌠Ы{░ЩWдШ1Ш:Й.
Цифровизация стала уже объективной реальностью, позволяющей говорить и о так называемом «цифровом» бюджете.
Прежде чем рассматривать различные аспекты цифровой характеристики бюджета, отметим несколько важных положений, имеющих принципиальное значение для понимания специфики и значения бюджета и бюджетной деятельности и позволяющих осмыслить проблематику заявленной темы.
В первую очередь, цифровизация бюджетной сферы влияет на функционирование абсолютно всех сфер государственной деятельности, даже несмотря на то, что она не выделяется в качестве отдельного инструмента либо самостоятельного направления финансовой, бюджетной политики. Это объясняется очевидными объективными причинами – без финансового обеспечения не может быть реализована ни одна задача, функция, полномочие государства.
Сегодня у Казахстана, вследствие неполной цифровизации бюджетного планирования, не самые высокие показатели по индексу открытости бюджета, передает Zakon.kz.
Страна занимает 53 место среди 100 государств. Основные причины – предоставление общественности минимальной информации о бюджете, отсутствие обсуждений с гражданами проектов бюджетов. Что сегодня делается и будет сделано для улучшения показателей, рассказали в Министерстве финансов РК.
1.
Ситуация сейчас
Формирование бюджетных заявок администраторов бюджетных программ (АБП) – трудоемкий и длительный процесс: ручной сбор данных и согласование на каждом этапе формирования заявки.
Кроме того, принято решение, что предстоящие налоговые изменения также будут зафиксированы на шестилетний период.
«Формирование бюджетов с точки зрения расходов осуществляется с учетом уровня инфляции,— указал спикер. — Также увеличится и фонд оплаты труда». При этом, по словам выступающего, для того чтобы сохранить достигнутое соотношение заработной платы категорий работников бюджетных организаций, поименованных в майских указах, со средней заработной платой в экономике, расходы на их зарплату, финансируемые из федерального бюджета, будут увеличены на уровень, превышающий инфляцию. «Такой подход должен применяться и на субъектовом уровне», — полагает Лавров.
Бюджетный кодекс совершенствуется
Что касается изменений бюджетного законодательства, то внимание участников Лавров обратил на следующие моменты.
Что касается национальных проектов, то, как отметил Бегчин, они, по сути, включают в себя цели, вытекающие из указа президента (рисунок 1) и приоритетных направлений государственной политики. Спикер обратил внимание: распространенное сегодня мнение о том, что нацпроекты позволят достичь целей, заявленных в президентском указе, ошибочно. Нацпроекты — это лишь маленькая часть того огромного процесса, который обеспечивает достижение общих показателей социально-экономического развития страны.
Как показано на рисунке 2, проектную деятельность исполнительной власти сегодня составляют не только национальные, но также ведомственные и приоритетные проекты, федеральные целевые программы, которые до сих пор функционируют в некоторых отраслях. Также Бегчин напомнил, что в текущем году реализация приоритетных проектов прекращается.
Можно отметить и перспективы внедрения в бюджетный процесс передовых цифровых технологий, не так активно, но тем не менее используемых в иных сферах. Речь идет о возможности задействования распределенной базы данных – блокчейн, первоначально использовавшейся в процессе майнинга криптовалюты. В настоящее время активно идет дискуссия о данной технологии, ее возможностях и ее влиянии на различные сферы деятельности[13].
Представляется, что внедрение данной технологии в бюджетный процесс будет иметь позитивный эффект.