Отчет о цифровизации бюджетного процесса
Он напомнил, что основным документом, которым надо руководствоваться в данном вопросе, являются Методические рекомендации по разработке национальных проектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 июня 2018 года № 4072п-П6.
Основная идея нового механизма в том, что в государственные программы субъектов РФ должны быть включены мероприятия, направленные на достижение целей, заявленных в соответствующих национальных и федеральных проектах. Какие именно мероприятия и требования будут предъявляться к ним, должен определить ФОИВ, отвечающий за тот или иной национальный и федеральный проекты. Чем сегодня и занимаются все министерства.
Тему национальных проектов продолжил в своем выступлении заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического развития Минфина России Н. А. Бегчин.
Цифровой» бюджет – это бюджет, в котором значительная часть расходов предназначена для финансового обеспечения различных мероприятий, связанных с реализацией федеральных проектов и т.д., направленных на цифровизацию различных сфер деятельности государства. Например, федеральным бюджетом на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.[15] на 2020 г. предусмотрено на Федеральный проект «Цифровое государственное управление» – 121 512,1 тыс. руб., на Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» – 770 260,0 тыс. руб., на Федеральный проект «Цифровые технологии» – 2 000 000,0 тыс. руб., на Федеральный проект «Цифровая культура» – 80 000 тыс. руб., на Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» – 13 440 220,0 тыс. руб. и т.д.
Отчет о цифровизации бюджетного процесса
То есть государственные программы РФ должны были учитывать содержание, цели, мероприятия региональных программ, которые, в свою очередь, должны быть в тесной связи с программами муниципалитетов.
3. «Цифровой» бюджет – это обособленная на специальном счете часть бюджета, формируемая за счет обязательных платежей, уплачиваемых альтернативными денежными средствами – криптовалютой («криптобюджет»).
В настоящее время незавершенной остается научная и законодательная дискуссия о возможности придания альтернативным денежным средствам, денежным суррогатам правовой формы. При этом высказываются диаметрально противоположные мнения относительно их сущности и последствий внедрения и развития[16].
При рассмотрении вопроса о «цифровом» бюджете именно в аспекте формы платежа, который его формирует, очевидной представляется зависимость возможности существования данного «цифрового» бюджета от факта придания криптовалюте режима законного платежного средства и легализации возможности уплаты обязательных платежей криптовалютой в России.
Однако сегодня, чтобы иметь возможность собрать в целом ассигнования на реализацию национального и конкретного федерального проекта, рассматривается необходимость сделать эти коды сквозными для всех уровней бюджетной системы.
Кого проверять будем?
За последнее время механизм предоставления средств из бюджетной системы РФ значительно трансформировался. О том, какие компоненты регулирования были введены в данной сфере и какие трудности в связи с этим возникают, рассказала С. О. Чернявская, заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России.
С 1 января 2018 года расширены требования статей 78 и 78.1 БК РФ.
2. Как будет дальше?
На следующем этапе развития ИС ГП предлагается автоматизация всех этапов формирования бюджетных заявок АБП с учётом интеграций с государственными базами данных.
Предлагается реализация следующего функционала:
— автоматизация процесса получения информации по прогнозу поступлений в бюджет;
— по выплате госдолга и проектам ГЧП;
— по товарам из ЭГЗ с целью исключения предоставления 3 бумажных коммерческих предложений от Поставщиков;
— по Штатному расписанию госслужащих из ИС е-Кызмет;
— в потребности по выплате пенсий и пособий из ИС МТСЗН;
— бюджетных инвестиционных проектов, а именно электронные паспорта ТЭО и ФЭО из АО ГЧП;
— в части получения электронного паспорта проектно-сметной документации.
— по публичному обсуждению расходов с общественностью и др.
3.
Российской Федерации, в Федеральное казначейство и его территориальные органы[12];
– институт аутсорсинга в сфере государственного управления, в рамках которого происходит передача обеспечения хозяйственной деятельности органа государственной власти отдельной организации, что освобождает данный орган от выполнения несвойственных ему ресурсных функций, повышение эффективности работы отдельного органа государственной власти (и в дальнейшем системы данных органов) и повышение эффективности расходов бюджета;
– институты, направленные на непосредственное повышение качества предоставляемых государством услуг.
N 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (п. 7 Положения ГАИС «Управление»), не включает ее в свой состав, при этом однозначно определен оператор обеих систем – Федеральное казначейство.
[6] URL: https://www.roskazna.ru/gis/informacionno-analiticheskie-sistemy-federalnogo-kaznachejstva/.
[7] URL: https://budget.open.gov.ru/.
[8] Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. N 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление» // СЗ РФ. 2015. N 49. Ст. 6972.
[9] Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г.
N 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (вместе с «Положением о государственной автоматизированной информационной системе «Управление» // СЗ РФ.
[10] URL: https://www.bus.gov.ru/pub/.
[11] URL: https://zakupki.gov.ru/.
[12] URL: https://www.roskazna.ru/dokumenty/tsentralizovannyy-byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/. В настоящее время проводится эксперимент в Федеральной службе по аккредитации и ее территориальных органах. Начиная с января 2020 г. к данной дистанционной системе ведения бюджетного учета присоединяются более 10 федеральных министерств и ведомств (https://www.roskazna.ru/dokumenty/tsentralizovannyy-byudzhetnyy-uchet-i-otchetnost/).
[13] См., напр.: Булгаков И.Т.
2017. N 5. С.
Страна занимает 53 место среди 100 государств. Основные причины – предоставление общественности минимальной информации о бюджете, отсутствие обсуждений с гражданами проектов бюджетов. Что сегодня делается и будет сделано для улучшения показателей, рассказали в Министерстве финансов РК. 1.
Ситуация сейчас
Формирование бюджетных заявок администраторов бюджетных программ (АБП) – трудоемкий и длительный процесс: ручной сбор данных и согласование на каждом этапе формирования заявки.