Особенности страхового рынка германии
К техногенным авариям относятся катастрофы, вызванные деятельностью самого человека, такие как, разливы нефти, химические и ядерные взрывы. Результаты исследования, проведенного Мюнхенским перестраховочным обществом, показали, что имущественный ущерб вследствие природных катастроф сильно возрос, в особенности за последнее столетие.
Катастрофы, причиняемые деятельностью человека, кажутся легче контролируемыми, тогда как природные катастрофы, вызываемые изменением климата, снижением плодородия почв или повышением уровня моря, находятся вне контроля человека. В связи с этим перед страховщиками возникла проблема снижения ожидаемого размера риска. Ключом для решения этой проблемы является «риск-менеджмент» (управление риском) — например, при страховой компании Allianz AG создан научно-исследовательский институт «Технологический центр Альянс».
Особенности страхового рынка германии
Errichtung eines Bundesaufsichtsamtes fur das Versicherung-swesen (BAG) от 31 июля 1951 г. (основной нормативный акт, определяющий правовые основы, статус, структуру, функции и права Федерального ведомства, его полномочия по отношению к страховым организациям);
Общие условия страхования (Allgemeinen Versicherungsbedingungen), утверждаемые по каждому виду страхования, и имеющие силу федерального нормативного акта (фактически являются типовыми правилами страхования. Если страховая компания хочет получить возможность осуществлять страхование на условиях, отличающихся от типовых, она может направить на утверждение специальные условия страхования).
Кроме того, правовое регулирование реализуется через ряд других нормативных актов, которые предписывают условия страхования отдельных рисков, например, Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспорта 1965 г.
Кроме того, они практикуют взимание оплаты за каждого члена семьи, тогда как государственный полис обычно рассчитан на всю ячейку общества.
По желанию также можно оформить дополнительные виды страхования от рисков, связанных с необходимостью покрытия расходов на пребывание в больнице и при обращении к врачу. В частности, можно заключить договор так называемой зубной страховки. Она покроет ряд затрат в случае, если человек будет вынужден ставить коронки или зубные имплантаты;
- страхование ущерба (на немецком языке называется Haftpflichtversicherung).
Операции за границей ведутся отделениями и через контролируемые иностранные компании. Большая часть зарубежных отделений находится в западноевропейских странах, в других регионах преобладает участие в капитале местных страховых обществ. Всего, в той или иной форме, страховые общества Германии представлены на рынках 17 стран.
Доходы от страховой деятельности являются объектом налогообложения. В целом применяется 50%-ная ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности. Налогом в 80% облагаются страховые премии по всем договорам страхования, кроме договоров страхования жизни.
Особенности страхового рынка германии презентация
Частный сектор страховых услуг в Германии представлен акционерными страховыми обществами, являющимися собственностью их акционеров, обществами взаимного страхования и государственными страховыми корпорациями.
Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.
Страховое дело в Германии регулируется законом о государственном страховом надзоре, содержащем основные правовые нормы страхования. Национальные и иностранные страховые компании, действующие в Германии, подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства по надзору за деятельностью страховых компаний (BAV). Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора — защита интересов страхователей.
Большой опыт Германия имеет в деле перестрахования.
2. Лицензирование страховых компаний;
3. Текущий надзор за деятельностью страховщиков;
4. Регулирование финансовой устойчивости страховщиков;
5.
Защита прав страхователей;
6. Установление порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности страховщиков;
7. Методологическая деятельность в области страхования;
8. Направление своих представителей в “проблемные” страховые компании и др.
Согласно абз.
1 «Закона о страховом надзоре» надзору подлежат предприятия, которые занимаются страховой деятельностью, но не являются носителями социального страхования”. В Германии надзору подлежат также общества взаимного страхования.
Страховым предприятием считаются предприятия, имеющие предметом своей деятельности страхование рисков, т.е.
При Федеральном ведомстве функционирует Страховой совет, в который входят эксперты в области страхования, назначаемые федеральными президентом по представлению федерального министра финансов на пятилетний срок (п.
В соответствии с требованиями BAV годовой бухгалтерский баланс страховой компании, расшифровка по счету «Прибыли и убытки», сопроводительная записка к годовому бухгалтерскому балансу генерального директора страховой компании должны быть подвергнуты проверке со стороны внешнего аудитора. Эти функции может выполнять присяжный бухгалтер, имеющий лицензию установленного образца на совершение операций бухгалтерского учета. Кандидатура присяжного бухгалтера должна быть одобрена советом директоров страховой компании.
BAV может опротестовать одобренную советом директоров страховой компании кандидатуру внешнего аудитора и потребовать от руководства страховой компании рассмотреть другую кандидатуру, отвечающую требованиям BAV. Процедуры внешнего аудита страховой компании в целом соответствуют международным нормам и стандартам аудита.
Налогом 80 % облагаются страховые премии по всем заключенным договорам страхования, кроме договоров страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении сумм страховых премий, поступающих на банковский счет страховщика, не применяется.
РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА ГЕРМАНИИ
Классическое страхование появилось в Германии значительно раньше, чем в нашей стране. Его корни уходят в глубокую древность, к цеховым организациям ремесленников средневековья, к городским общинам, защищающим свои поселения от пожара и мора, к тем еще временам, когда купцы отправляли свои товары на парусниках по волнам морей, подвергая их рискам пиратского разбоя и игры стихий.
Текущий надзор реализуется, с одной стороны, через контроль регулярно предоставляемой страховщиками отчетности и, с другой стороны, через проведение периодических проверок работы страховых организаций органами надзора. В Германии основу текущего надзора составляет контроль выполнения плана, представленного в органы страхового надзора при лицензировании. Федеральное ведомство вправе контролировать правильность ведения учета, финансовое положение страховых компаний, достаточность формируемых резервов для выполнения страховых обязательств, размещение инвестиционных ресурсов, поведение страховой компании на рынке и т.п.
Кроме того, немецкое законодательство допускает в отдельных случаях прямой контроль управленческих действий страховщика по договорам страхования крупных рисков.
Помимо этого, в структуру страхового рынка Германии входит свыше двух тысяч двухсот местных региональных страховщиков, которые собирают менее пяти процентов от общего объема премий по страхованию.
Иностранные страховщики в Германии занимают тринадцать процентов рынка страхования, из них традиционно превалируют швейцарские страховые компании (приблизительно десять процентов рынка страхования), которые присутствуют на берегах Рейна уже свыше ста лет.
Страховщики в Германии не обладают правом заниматься какой-то другой деятельностью, помимо страхования.
Государственная политика Германии в сфере страхового дела
Федеративное устройство Германии — важнейший фактор развития каналов продвижения услуг страхования непосредственным потребителям. Региональные страховщики размещаются физически во всех федеральных землях Германии.
При этом требования по обязательности страхования и минимальному страховому покрытию в разных федеральных землях могут различаться. По обязательному страхованию автогражданской ответственности до сих пор сохраняется государственное утверждение тарифов и обязательное применение единых условий страхования. Для остальных видов обязательного страхования применяется обычный порядок страхового надзора, при лицензировании Федеральное ведомство рекомендует по возможности применять единые условия страхования для удобства страхователей, хотя в принципе за страховщиком остается право утверждения специальных условий.
На страховщиков при обязательном страховании возлагается ряд дополнительных обязанностей, в частности, по некоторым видам страхования.