Особенности реализации инклюзивного образования в германии
С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия.
Практикуется в Германии слияние школ. Это объединение обычной школы и учебного заведения для детей с ОВЗ.
Например, в 1999 году в пригороде Берлина появилось образовательное учреждение Регины Хильдебрандт, в которое вошли обычная средняя школа и школа для слепых детей. Сегодня в ней обучается 724 ученика, 12 % из которых – дети, лишенные зрения.
Выводы
При всем совершенстве немецкой школьной системы образования вопрос эффективности инклюзивного образования все еще вызывает множество споров и разногласий.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии
Плюс к этому, в группе было 25 человек, а он трудно переносил большие скопления людей. При этом воспитатели не делали ничего, чтобы помочь Кириллу адаптироваться.
“В саду сказали, что у них нет необходимых специалистов, и ясно дали понять, что видеть моего ребенка там больше не хотят”, – рассказывает Марина.
Под давлением персонала детского сада Марина решила протестировать его у детского психотерапевта.
Поставили диагноз: “нарушение эмоционального и социального поведения” и “задержка языкового развития”.
“В саду сказали, что у них нет необходимых специалистов, и ясно дали понять, что видеть моего ребенка там больше не хотят”, – рассказывает Марина. “К этому времени я и сама поняла, что в обычном детском саду ему делать нечего. А у воспитателей нет на него времени, и он им неинтересен.
Но найти новое место оказалось очень сложно.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии 2019
«Более того, речь идет об утопии, о радикальном эксперименте в сфере образования, – пишет в «Черной колонке» журнала Spiegel Ян Фляйшхауэр.
– Инклюзию выдумали идеалисты, у которых отсутствуют знания о реальной жизни в школе».
Сторонники инклюзии, напротив, уверены, что такая практика обязательно принесет свои плоды, если ее внедрение будет проходить грамотно и последовательно.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии 2018
Государство не финансирует эту работу. Ведутся они только в том случае, если кто-то из родителей, обладая знаниями и умениями, обучает детей какому-либо делу или родители оплачивают приглашенного специалиста. Обычно это серьёзные занятия музыкой или танцами.
Внеклассная работа обязательно подчиняется практической цели.
Представление длилось не дольше 20 минут.
А потому в этом отношении нам ближе всего немецкий опыт, и именно к нему нам следует пристальнее приглядываться.
Школьное образование в Германии
В Германии исторически сложилась жестко структурированная система образования, которая сегодня уже не соответствует реалиям.
Очень рано, после 6-го класса (а в некоторых федеральных землях и после 4-го), происходит разделение детей по способностям. Это четко определяет путь их дальнейшего образования.
В частности, только тот, кто попадет в гимназию, имеет формальную возможность потом сдавать экзамен для поступления в университет. При этом не предполагается, как в России, что все эти ребята должны сдать такой экзамен успешно.
Официальные исследования утверждают, что дети, у которых есть сложности с обучением, эмоциональным фоном и социальным общением, развиваются лучше именно в обычной школе.
Между тем многие родители боятся не виртуального штампа на своих детях, а того, что опыт, накопленный такими заведениями, просто растворится в воздухе. Учителя в этих школах объективно гораздо более заинтересованы и компетентны, лучше понимают потребности детей, больше учитывают их сильные и слабые стороны и плотнее контактируют с родителями.
Критики совместного обучения подливают масла в огонь, твердя, что “трудные” дети и дети-инвалиды тормозят процесс обучения, что не позволяет развиваться сильным ученикам. А у учителей и без того достаточно работы и они физически не успевают уделить внимание каждому.
Как бы то ни было, большинство обычных школ действительно не готовы к приему “особых” детей.
После уроков проходят обязательные курсы по налаживанию сотрудничества среди учителей. Это очень важно, поскольку команда педагогов сообща осуществляет руководство школой.
А директор нужен только для взаимодействия с внешним миром.
Мы И ОНИ
Размышления над ситуацией в Германии и России позволили мне сделать определенные выводы.
В нашем и немецком опыте построения инклюзии много общего. В отечественном законодательстве тоже обозначилось понятие инклюзивное образование.
А в некоторых педагогических вузах появились специальные магистерские программы. Многие инклюзивные школы уже успели накопить успешный опыт.
Создаются ресурсные центры для поддержки инклюзии.
Но есть и существенные различия.
Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Инклюзивные школы в ФРГ
В 2019 году в стране функционируют самые разные совместные школьные учебные заведения, которые финансируются как за счет государства, так и частным образом.
Существуют так называемые Вальдорфские школы. Решение о принятии в такие школы выносится не на основании материального положения семьи, а исходя из того, сможет ли ребенок интегрироваться в среду детей, которые уже обучаются в школе.
Урок длится 1,5 часа, но каждые минут учитель ударяет в гонг и происходит смена деятельности в классе, при этом учитель показывает на часы, таким образом, все ученики работают в четком ориентированном временном пространстве.
3. Против ожидания в классах я увидел очень мало технических средств обучения. Обычно у учителя имеется ноутбук, а в классе стоит современный магнитофон.
4. В каждом классе есть небольшая рекреационная комната или часть класса оборудована как зона для релаксации, где имеются различные развивающие игры, простейшие музыкальные инструменты, серьёзные музыкальные инструменты — гитара, баян или аккордеон. На инструментах играет сам учитель, тьютер (педагог сопровождения ученика с тяжелой формой ОВЗ), или даже кто-то из учеников.
5. Обучение строится на основе учебного плана, который утверждается в вышестоящей инстанции.
6.
И для политиков это становится сигналом, что существующая образовательная система неудовлетворительна.
Подготовка педагогов
Как в немецкой системе образования решается задача перехода к инклюзии?
В профессиональной среде осуществляется распространение необходимой информации по данной проблеме.
Например, для преподавателей и студентов университета Потсдама (столица земли Бранденбург) недавно издан специальный выпуск педагогического журнала, посвященный инклюзивному образованию, в котором министр образования подробно разъяснил, сколько и каких дополнительных ставок учителей выделено, как именно будет реформироваться система обучения, помещены статьи, связанные с возникающими проблемами, описаны лучшие практики.
Довольно большие изменения наблюдаются в области подготовки преподавателей.
Выбор формы обучения осуществляется родителями на основе рекомендаций школьного врача (школьный врач в Германии в определенном смысле выступает в роли специалиста, определяющего уровень готовности ребенка к школьному обучению). В сложных случаях запрашиваются рекомендации Школьного психологического центра, других специалистов. Выбор формы обучения в школе осуществляется на основе рекомендации классного руководителя, специального педагога.
В других федеральных землях Германии имеются законы с практически таким же содержанием.
Сейчас в Германии существует множество экспериментальных площадок, на которых отрабатываются различные формы включения. Например, в Берлине практически полностью закрыты специальные начальные школы для этих детей, и они посещают общие начальные школы.