Особенности реализации инклюзивного образования в германии
Я считаю, что это изначально неверный подход”. По ее словам, если владение немецким языком у ребенка иностранных родителей на определенном этапе ниже нормы, то это нормально. Однако в диагностике это часто не учитывается.
“Мы везде и всем специалистам говорили, что разговариваем с Кириллом дома только по-русски. Они согласно кивали и говорили, что, да, это правильно. Но в документах продолжали ставить диагноз”, – говорит Марина.
Возможно, это объясняется локальным бюрократизмом. Нет диагноза — нет помощи специалистов. “Знакомые пугали, что, если ребенку поставлен диагноз, то его принудительно отправят в спецшколу. Но я видела, что в обычной школе ему будет некомфортно. Кириллу очень важен личный контакт и спокойная обстановка, плюс к первому классу он сам стеснялся своего немецкого.
Все школы Германии делятся на специализированные (Sonderschule), коррекционные (Förderschule) и общие. В первых, как правило, обучаются дети с тяжелыми формами умственной и физической инвалидности.
Во вторых — те самые “трудные дети”. После принятия конвенции власти стали срочно фиксировать в законах права и обязанности школ по отношению к таким детям. А поскольку учебные учреждения управляются местными властями, получился полный разнобой.
В некоторых землях школа должна доказать, что у нее нет ни ресурсов, ни возможности их найти.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии
Основная идея проекта то что люди, имеющие те или иные нарушения, могут быть включены в пространство совместности, в пространство общения с другими людьми – это уменьшение дискриминации людей с ограниченными возможностями через социальную интеграцию. Проект появился как ответ на пожелания группы родителей организовать отдых для их детей с нарушениями развития.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии 2019
Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период.
Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Инклюзивные школы в ФРГ
В 2019 году в стране функционируют самые разные совместные школьные учебные заведения, которые финансируются как за счет государства, так и частным образом.
Существуют так называемые Вальдорфские школы. Решение о принятии в такие школы выносится не на основании материального положения семьи, а исходя из того, сможет ли ребенок интегрироваться в среду детей, которые уже обучаются в школе.
Особенности реализации инклюзивного образования в германии 2018
В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно.
Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах.
Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике.
Страна перешла на инклюзивную систему. Под лозунгом “Барьеры не у ребенка, а у общества” дети-инвалиды получили официальное право учиться вместе со всеми остальными. А детским садам и школам было предписано принимать всех желающих.
Легче всего воплотить в жизнь новые правила оказалось в детских садах. В этом возрасте малыши хорошо ладят и не замечают особенностей друг друга.
Воспитатели стали получать дополнительную образование, чтобы лучше понимать потребности “особых” детей, а учреждения – получать дополнительное оборудование (например, лифты-подъемники).
Определяющим фактором при поступлении являются не материальные возможности семьи, а то, как ребенок впишется в среду образовательного учреждения.
В этом учебном заведении есть и обычные, и коррекционные педагоги. В классе преподают два учителя. Иногда специальный педагог выполняет роль тьютора, но его основная задача – методическая помощь основному учителю. В начальной школе такой учитель берет особых детей с урока на занятия в малой группе или индивидуальные. В случае возникновения с каким-нибудь ребенком проблем их решение вырабатывается коллективно.
В данном образовательном учреждении есть дети с самыми разными нарушениями.
Все они прошли соответствующую подготовку в «Дюнамисе» (основы оказания первой доврачебной помощи, юридические вопросы сопровождения, психология людей с нарушениями развития, особенности поведения людей с нарушениями развития). Каждый сопровождающий работает с 1–3 отдыхающими (число зависит от степени тяжести нарушений отдыхающего).
«Дюнамис» организует различные путешествия – по Германии, по Европе. Но в основном это именно отдых: прогулки, пикники, купание, катание на лошадях, подвижные и настольные игры.
Проводятся экскурсии, но посещения достопримечательностей, исторических объектов сведено к минимуму. Еда готовится сопровождающими, они же убирают помещения, собирают и разбирают общий инвентарь и снаряжение поездки (футбольные мячи, настольные игры, магнитофоны и т.
п.).
Среди главных причин этого – недостаточная подготовка учителей, нехватка опыта, отсутствующая инфраструктура, неготовность других родителей. Для перестройки всей системы педагогам нужно прежде всего постепенно повышать свою квалификацию, учиться работать с гетерогенным классом. Но и здесь есть подводные камни.“Аутизм — это же не насморк”
Тико переехала с семьей четыре месяца назад из Грузии как поздняя переселенка. У ее десятилетннего сына Давида (имя изменено) аутизм. Сразу после переезда Тико стала искать подходящую школу. В школьном ведомстве ей порекомендовали инклюзивное заведение, в котором, как сказали, мальчику будут помогать.
“Чтобы получить терапию, мой сын должен заново пройти все обследования. Но у меня на руках уже есть бумаги, выданные два года назад в Грузии.
Для них и Генри в школе оборудовано отдельная рекреационная зона, в которой с ними занимается Дженис Готтингер, чтобы не мешать остальному классу. Директор Вернер Зауэр считает, что инклюзия в его школе внедрена успешно. «Я утверждаю, что ни один ребенок не имеет таких недостатков, которые помешали бы ему находиться в школьном классе», — говорит он.
Дети, преследующие разные цели, в одном классе
В настоящий момент родители Генри хотят добиться того, чтобы их мальчик вместе с одноклассниками мог перейти в обычную гимназию Вальдорфа. «Нам нужно, чтобы он продолжал ходить в школу вместе с друзьями и оставался в привычной среде», — объясняет отец Генри. После летних каникул в гимназию пойдут учиться и два других ребенка с ограниченными возможностями здоровья из его класса.