Определение эффективности имиджа
Именно фирменный стиль позволяет целевой аудитории ориентироваться в бурном потоке информации, товаров и услуг.
Методы улучшения имиджа компании
Улучшение имиджа компании необходимо начать с повышения организационной культуры:
- максимально эффективное распределение обязанностей и ответственности;
- совместная деятельность по созданию корпоративного единства;
- разделение сотрудниками основных ценностей компании, её внешней и внутренней политики и т.д.
Также повышению корпоративного имиджа способствует экологическая безопасность продукции, минимизация негативного воздействия производства на природные ресурсы, использование в технологическом процессе «зелёных» технологий и т.д.
Упоминание о компании в средствах массовой информации определённо влияет на его имидж.
Отметим, что каждый предлагаемый метод оценки опирается на анализ конечных продуктов формирования имиджа: транслируемых имиджевых характеристик или воспринятых имиджевых характеристик.
Функциональная и коммуникативная эффективность имиджа. На наш взгляд, вопрос эффективности формирования имиджа имеет несколько плоскостей:
1. Эффективность имиджа с точки зрения его потенциальной возможности способствовать достижению целей организации.
Назовем этот аспект функциональной эффективностью имиджа. Рассматривая функциональную эффективность имиджа, исследователь должен обратить внимание на следующие критерии:
• соответствие имиджа возможностям базисного субъекта PR;
• контекстуальная обусловленность имиджа;
• эффективность целеполагания в процессе создания имиджа.
2.
Первый корпоративный индикатор — внутренний имидж — является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду организации и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т.п.
2. Второй комплексный индикатор — потребительский. Он определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж организации; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество товаров, работ и услуг и т.д.
3.
Определение эффективности имиджа
— выработанный благоприятный имидж организации может стать своеобразным мерилом степени развития самой организации, оценки перспективности её начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности выпускаемой продукции, работ, услуг и креативности производственного процесса в организации.
3. Методы оценки имиджа организаций
3.1 Критерии эффективности мероприятий по созданию имиджа
В литературе рассматриваются различные критерии и способы оценки эффективности имиджевых кампаний. Одни авторы отдают предпочтение математическим и экономическим способам оценки, другие указывают на преимущества коммуникационных (информационных или психологических) способов. Наиболее целесообразно оценивать коммуникативную эффективность, так как способы ее оценки наиболее доступны в условиях организации [32, c.
В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых — формирование имиджа организации.
Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании с помощью средств массовой коммуникации и психологического воздействия.
Имидж создается PR, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
На современном этапе развития рыночных отношений ярко обострена конкурентная борьба за лидерство на том или ином сегменте рынка. Имидж и репутация, как самой фирмы, так и товаров или услуг, которые она предоставляет, являются одними из наиболее важных факторов, обусловливающих успешную рыночную деятельность.
С.
Рида, корпоративный имидж является «лицом» компании, созданном в соответствии с ее целями деятельности и направленное на их достижение [4].
Исходя из вышеприведенных определений, можно заключить, что имидж фирмы – это восприятие организации группами общественности, проще говоря, это то, как она выглядит в глазах людей.
Для более детального рассмотрения понятия «корпоративный имидж» следует различать его виды и понимать структуру.
Основными видами имиджа компании принято считать желаемый, традиционный, реальный, благоприятный, позитивный, идеализированный и обновленный имидж.
При этом один вид может переходить другой, к примеру, желаемый имидж при определенных условиях компании, заинтересованной в нем, может стать реальным.
В литературе приводится такое же множество точек зрения на виды имиджа организации, как и на само его понятие.
сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, которая позволит определить степень расхождения его собственных качеств с качествами «идеального» руководителя, с другими людьми, что даст некие ориентиры на самосовершенствование;
выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что сформирует уверенность в себе;
сформировать более адекватную оценку своих способностей, специфики поведения, особенностей взаимоотношений с людьми;
увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их, определить пути, с помощью которых они будут преодолены.
Несомненно, полученные при тестировании результаты самооценки не являются «истиной в последней инстанции», но дают общие примерные характеристики и ориентиры.
В результате выработанный благоприятный имидж организации может стать своеобразным мерилом степени развития всей организации, оценки перспективности её начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива.
2. Содержание и методы формирования имиджа организации
2.1 Содержание деятельности по формированию имиджа в организации
Целенаправленно создаваемый имидж организации представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.
Необходимо отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей различных групп потребителей, обращающихся к услугам организации, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться [20, c.
— комфортность среды организации (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая и материальная помощь отдельным сотрудникам и пр.);
— качество предоставляемых товаров, работ, услуг, вклад организации в развитие профессиональной подготовки сотрудников, творческих способностей; ясное видение целей организации, сформулированных в миссии организации; связи организации с различными субъектами внешней среды и т.д.);
— позитивно воспринимаемый стиль организации (эффективная организационная культура организации; наличие и функционирование общественных объединений и т.д.);
— позитивный образ руководителя и персонала организации (профессиональная и управленческая компетентность сотрудников);
— яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.) [5, c.
Однако цивилизованная конкуренция — это не война предприятий друг с другом, а соревнование по завоеванию одобрения потребителем качества и цены того, что они производят.
Качественный подход к определению делового имиджа будет включать в себя: управленческий самоанализ; метод социологических опросов; тщательное интервьюирование главных представителей корпоративной аудитории; экспертный метод (по рейтингу и рекомендациям); фокус -группы по отдельным группам корпоративной аудитории;
В исследованиях, которые направлены на изучение имиджевых характеристик, используется, как правило, комбинация количественных и качественных методов. Применение только одного из методов не позволит рассмотреть объект целиком, то есть, выявить и определить значимость и взаимосвязь эмоциональных характеристик.
Качественные методы разделяются на следующие группы:
. Фокус — группы.
.