Охарактеризуйте экзогаминую форму брака
Когда-то это было чуть ли не необходимостью, чтобы отойти от эндогамных запретов
На современных же свадьбах подобные обряды носят больше развлекательный характер.
А что в России?
С древности и по сей день славяне по отношению к браку придерживаются экзогамии, хотя отдельные племена когда-то всё же могли занимать противоположную точку зрения. Более далёкие предки сохраняли черты так называемой дуальной экзогамии. Её особенность заключается в том, что одна община условно делилась на две половины, биологически или территориально. Каждый человек знал, какой стороне он принадлежит и с противоположной выбирал партнёра или партнёршу для брака.
Дуальная экзогамия позволила отдельным племенам укрепиться и при этом не допускала кровосмешения. Отголоски её сохранились в культуре и даже в характере русского человека надолго.
В то же время любые группы имеют право сохранить свою индивидуальность, если они этого желают.
Какова распространенность эндогамных браков в современном индустриальном обществе? Самые высшие и самые низшие социальные группы практикуют жесткую эндогамию. Члены высшего общества — представители кабинета министров, директора банков, фирм и компаний — прибегают к бракам по расчету с людьми своего круга. Слияние собственности и социальных статусов содействует укреплению власти, а брак превращается в символ этого объединения.
Левират — обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат — обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.
Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все — но только на одну ночь.
Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака — скорее наоборот.
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней.
Изучение родовых общин подтвердило, что экзогамен именно клан, другие роды племени имеют право на внутренне замужество. Отсутствие сходства мнений о формировании экзогамии основано на том, что авторы предложенных теорий не раскрывают объективной логики процесса.
Как все начиналось
У первобытных людей была гаремная семья, в которой процессом размножения управлял вожак. Отношения были беспорядочными, детей воспитывали все члены общества.
Среди мужчин происходила постоянная борьба за своих женщин. Это мешало подъему производительности труда, ведению хозяйства. Для устранения раздоров создается общая воля, прежние отношения между полами переходят в статус эндогамных.
Союз внутри группы, вызванный стремлением сохранить собственность в пределах клана, приводит к кровосмешению и вырождению.
Позднее властью секс разрешался исключительно после охоты и приравнивался к праздникам.
Об экзогамии мы упоминали уже не раз. Теперь пришло время охарактеризовать это явление подробнее Как уже указывалось, термин «экзогамия», введенный в науку Дж. Мак-Леннаном, означает в буквальном переводе с греческого «брак вовне».
В соответствии с буквальным значением термина экзогамию чаще всего определяют как обычай, согласно которому люди должны вступать в брак только вне своей группы — рода или фратрии. Но такое определение является и не полным и не вполне точным
Во-первых, экзогамия есть норма, относящаяся не только к брачным отношениям, а точнее, даже не к брачным отношениям самим по себе.
Не решив этой проблемы в целом, невозможно дать ответ на вопрос о происхождении индивидуального брака и семьи.
В известных этнографам доклассовых обществах агамный запрет, а вовсе не индивидуальный брак играет главную роль в регулировании отношений между полами. Если от этого уровня, который хорошо изучен наукой, мы попытаемся мысленно спуститься еще ниже, то неизбежно должны будем прийти к обществу, в котором агамный запрет является единственной нормой, регулирующей отношения между полами, а индивидуальный брак отсутствует.
Все особенности экзогамии говорят о том, что она возникла в обществе, в котором индивидуального брака не было. Весь агамный запрет не проводит никакого различия между брачными, добрачными и внебрачными отношениями.
Для него существуют просто отношения между полами и только.
Экзогамия неотделима от рода.
Во-вторых, полиандрия – брак, объединяющий одну женщину и двух или большее число мужчин. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе.
Объяснением полиандрии в семьях Южной Индии стал результат анализа демографической ситуации, когда выяснилось, что в этих регионах численность мужского населения значительно выше численности женского.
В-третьих, полигиния, или многоженство – брак, объединяющий одного мужчину и двух или большее число женщин, самая распространенная из форм полигамии.
Ведь многоженство (полигиния), как показывают факты, встречается и в доклассовом и в классовом обществе. Конечно, использование терминов «моногамный брак» и «парный брак» для характеристики не только единобрачия, но и многобрачия нельзя признать слишком удачным выходом из положения.
Нормы экзогамии опираются на принцип исключения кровного родства и, как правило, содержат в себе табу на инцест — запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками.
2.4.2. Моногамия и полигамия.
Одной из форм супружества является моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Также в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, брак, объединяющий трех и большее число людей. Теоретически возможны три формы полигамии.
Во-первых, групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, например, у обитателей бразильских джунглей, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии.
Экзогамия — это запрет на близкородственные браки. В первобытнообщинном строе популярной моделью была потомственная эндогамия, соблюдаемая на матрилинейном или патрилинейном счете родства. Однако в процессе эволюции было замечено, что расовое смешение дает более качественное поколение, поэтому постепенно стали вводить ограничения на половые отношения между родственниками. Определить единые каноны брака мешали доводы, что при эндогамии оставалась собственность в пределах общины, сохранялись секреты мастерства. Плачевные случаи последствий эндогамии — рождение недоразвитых людей, — сильно повлияли на сознание, и все чаще стали применять табу на любовь сородичей.
Что говорят ученые?
Начиная с XIX столетия институтом брака вплотную занялись социологи. Одним из первых был Мак-Леннан.
Племя делилось на равные составы, супруги выбирались из противоположных половин. Люди в сообществе состояли в половозрастных коллективах: мужчины, женщины, дети. Переход во взрослый состав назывался инициацией. Смысл обряда заключался в приобщении отроков к ведению хозяйства и общественно-идеологической жизни. Посвящаемых сначала отправляли на обучение, затем инициировали голодом и избиением. После ритуальной смерти следовал возврат в новом статусе, позволяющем вступление в брачную жизнь. Дуальная экзогамия предполагала взаимобрачное соединение фратрий.
Тотемная принадлежность регулировала супружеские ориентировки, имела социально-экономическое значение.
Эволюция
Дуальная организация — это название системы раннего родоплеменного коллектива, образовавшегося в результате появления родового строя.