Нормативно правовые акты рф регламентируют трудоустройство инвалидов
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает конкретный смысл общих норм, которые содержатся в Конституции РФ, а также в Конвенции о правах инвалидов. Например, право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) отражается в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», которая определяет порядок принятия на учет для улучшения жилищных условий, получения жилья, оборудования жилья специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обеспечение детей-инвалидов, являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет жильем вне очереди и т. п. Отношения в сфере социального обслуживания инвалидов регулирует также Федеральный закон от 2 августа 1995 г.
Данными федеральными законами регулируются основания возникновения у инвалидов права на пенсии, порядок назначения, начисления, выплаты трудовых и государственных пенсий.
Нормативно правовые акты рф регламентируют трудоустройство инвалидов
6. Оснащать (дооснащать) рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, для чего реализовывать дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей работников-инвалидов.
7. Разработать и утвердить локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах работников-инвалидов, регулярно проводить аудит локальных нормативных актов на предмет выявления в них условий, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками (в случае необходимости вносить в такие акты изменения).
8.
Организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
При резервировании можно использовать Приказ Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций», а также запрашивать в центре занятости населения информацию о потребности в трудоустройстве инвалидов.
Работодатели могут трудоустраивать инвалидов на зарезервированные рабочие места как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости.
ИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Лица с ограниченными возможностями принимаются на работу в пределах квот, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации, в которых ведут производственно-хозяйственную деятельность работодатели[5].
Условия трудового договора должны соответствовать нормам, регулирующим особенности труда работников-инвалидов, в т. ч. в части:
• установления сокращенной продолжительности рабочего времени;
• соблюдения ограничений и запретов на привлечение к отдельным видам работ;
• предоставления отпусков;
• оплаты труда;
• обеспечения надлежащих условий труда и охраны труда.
При расторжении трудовых договоров в связи с сокращением численности (штата) работников за работниками-инвалидами из числа участников боевых действий по защите Отечества сохраняется преимущественное право на оставление на работе[6].
Помимо федеральных законов предоставление правовых гарантий инвалидам обеспечивается изданием и применением указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, например: 1) Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»; 2) Указа Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» (далее — Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»); 3) Правил признания лица инвалидом (утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95) (далее — Правила признания лица инвалидом), которыми определены порядок и условия признания лица инвалидом (подробнее о содержании Правил признания лица инвалидом см. в разделе «Как проводится медико-социальная экспертиза»); 4) постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда и занятости инвалидовНормативные правовые акты регионального уровняЗакон Курганской областиот 28.10.2002г. № 238«О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области»Постановление Правительства Курганской областиот 26.08.2014г. № 327«Об утверждении государственной программы Курганской области «Содействие занятости населения Курганской области»Постановление Правительства Курганской областиот 25.04.2016г. № 113«О государственной программе Курганской области «Доступная среда для инвалидов»Постановление Правительства Курганской областиот 29.05.2017г.
При этом нельзя не признать, что в сложившейся системе нормативно-организационного регулирования трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями есть определенные изъяны.
Государство предпринимает шаги, направленные на исправление сложившейся ситуации. На это указывают, в частности, решения, принятые этой весной в ходе мероприятий, прошедших в Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ[1], Правительстве РФ[2], Генеральной прокуратуре РФ[3], Минтруде России[4].
Рассмотрим состояние регулирования труда лиц с ограниченными возможностями и его ближайшие перспективы в контексте принятых решений.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Труд работников-инвалидов регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред.
Россия как участник Конвенции обязалась запретить любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве; для поощрения равенства и устранения дискриминации предпринять все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления (ст. 5). Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Важной для российских инвалидов является ст.
Законодательство1.2. Основные законы и нормативно-правовые акты о защите прав инвалидов
Вопросы защиты прав инвалидов прежде всего нашли отражение в Конституции РФ. Например, ст. 37 гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 40 — право на жилище. В Конституции РФ не содержится специальных норм об инвалидах, ведь конституционные нормы применяются в равной степени ко всем гражданам государства, проживающим на его территории.
Иначе упоминание инвалидов могло бы быть расценено как ущемление прав людей с ограниченными возможностями. Конституция РФ исходит из того, что права каждого человека, независимо от их личных качеств, физических данных или социального статуса, являются равными. 24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
«О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 18.05.2009 года № 30«Об утверждении санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» Приказ Минздравсоцразвитияот 12.04.2011г. № 302н«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»Приказ Минтруда Россииот 19.11.2013г.