Муниципальные программы зачем нужны
При отборе проблем учитываются следующие факторы:
- Значимость выявленной проблемы.
- Невозможность комплексного решения проблемы в объективные сроки с помощью действующего правового механизма регулирования, необходимость поддержки ее решения на муниципальном уровне.
- Принципиальная новизна и высокая эффективность организационных, технических и прочих мероприятий, которые необходимы для распространения в широких масштабах прогрессивных научных и технических достижений; повышение эффективности производства на основе примененных нововведений.
Этапы разработки проектов программ и их утверждения
Утверждение муниципальных программ проходит пять этапов:
- Разработка концептуальной основы программы ее инициатором.
г) показатели (индикаторы) государственных программ Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для субъектов Российской Федерации;
д) показатели (индикаторы) государственных программ субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для муниципальных образований;
е) сводные показатели государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
В государственных (муниципальных) программах рекомендуется учитывать влияние на показатели (индикаторы) всех инструментов государственной (муниципальной) политики: применение налоговых льгот (налоговые льготы рассматриваются в качестве «налоговых расходов»), мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями и т.п.
10.
Муниципальные программы зачем нужны
Особенностью государственных программ является их использование для достижения поставленных целей всех инструментов государственного управления, таких как бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами.
Этапы следует выделять в случае необходимости, если ситуация очень сильно меняется при наступлении какого-либо события. Выделение этапов в муниципальных программах скорее исключение, чем правило.
Сведения об основных мероприятиях программы содержатся в приложении.
В текстовой части при необходимости даются дополнительные комментарии. Мероприятия должны быть направлены на достижение целей и задач программы.
Для того чтобы эта взаимосвязь стала явной, в приложении для каждого мероприятия должны быть указаны целевые показатели, на достижение которых влияет соответствующее мероприятие.
Муниципальные программы для чего нужны
Разделы муниципальных целевых программ
Муниципальные программы муниципальных районов включают несколько разделов, в совокупности отражающих цель программ и способы их реализации. Их всего восемь:
- Описание конкретной проблемы, решить которую призвана данная программа целевого характера.
- Социальное и экономическое положение и базовые пути развития данной муниципальной территории, которые являются обоснованием для необходимости реализации данной программы.
- Цели, поставленные на их основе задачи, этапы реализации муниципальных программ, показатели и индикаторы, которые характеризуют достижение результатов программы.
- Система разработанных в рамках программы мероприятий.
- Механизм претворения программы в жизнь.
- Обеспечение ресурсами муниципальной программы.
Для чего разрабатываются муниципальные программы
Бюджетного кодекса государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), т.е. в текущем финансовом году до начала реализации соответствующей государственной (муниципальной) программы.
Ключевые решения относительно параметров финансового обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ в увязке с ожидаемыми результатами их реализации и целевыми показателями (индикаторами) принимаются при формировании проекта закона (решения) о бюджете.
В этой связи при разработке и утверждении в текущем финансовом году новой государственной (муниципальной) программы начало ее реализации должно предусматриваться с очередного финансового года.
Для чего нужны муниципальные программы
Эта структура предполагает согласованность целей на каждом уровне управления. Обобщенные целевые показатели муниципальных заданий должны найти отражение в муниципальных программах.
Наиболее значимые целевые показатели муниципальных программ должны найти отражение в программе социально-экономического развития муниципалитета.
Зачем нужны муниципальные программы
В этой связи Бюджетным кодексом предусматривается обязательность приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с первоначальной редакцией закона (решения) о бюджете. Необходимость корректировки государственных (муниципальных) программ в случае внесения изменений в закон (решение) о бюджете Бюджетным кодексом не установлена.
Внесение соответствующих изменений в государственную (муниципальную) программу целесообразно в случаях, когда планируемые изменения бюджетных ассигнований оказывают значительное влияние на целевые показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации государственных (муниципальных) программ.
При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
— средства федерального и регионального бюджетов;
— средства местного бюджета;
— собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);
— средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
— другие внебюджетные источники финансирования.
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы.
Требования, предъявляемые к индикаторам (показателям) реализации Программы:
— минимизация (не более трёх индикаторов к каждой задаче) количества индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности её представления;
— использование показателей конечных результатов реализации Программы, а не непосредственных результатов реализации отдельных мероприятий Программы (непосредственными результатами является количество приобретённых товарно-материальных ценностей, количество отчётов, количество замеров и т.д.);
— точность и объективность;
— достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы.
Необходимо указать источники получения информации о значениях индикаторов (показателей) реализации Программы.
Все пункты должны отвечать нормам достижимости, измеряемости, адекватности установленных сроков.
Перечень планируемых мероприятий указывается в виде таблицы в качестве приложений к разрабатываемой программе.
Обоснование необходимости использования определенного перечня ресурсов содержат общие сведения об объемах финансирования по каждому направлению и обоснование размера требуемых средств. Также приводятся показатели, которые являются основой для расчетов планируемых финансовых средств, и варианты привлечения средств или федерального или регионального бюджетов.
Оценка экономической и социальной эффективности разработанной программы содержит прогноз экономических и социальных результатов, которые планируется достигнуть после выполнения всех пунктов программы.
ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования), относится бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на долгосрочный период (далее — бюджетный прогноз). Бюджетный прогноз разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом.
Рекомендуется финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ за счет средств соответствующего бюджета на период после очередного финансового года и планового периода определять в процессе разработки и утверждения бюджетного прогноза.
17.