Можно ли заключать брак если муж православный и католичка
Очевидно, что католическая и православная церковь сильно отличаются друг от друга. Интересный парадокс: вера одна, один Бог, а традиции разные. В статье не будет разбираться вопрос о том, почему так произошло. Возьмем лишь один стереотип: католическим священникам нельзя жениться, а православным – можно.
Так ли это на самом деле?
Если в общем и в целом, то да. Но нюансов множество.
Началось все с того, что апостол Павел сказал, что неженатому быть лучше, потому что у такого человека нет семьи, и он всецело может посвятить себя Богу. Здесь намек не только на то, что нет других объектов для любви. Вспомним, что в древние времена на христиан устраивались гонения. Скрываться, естественно, проще в одиночестве, чем с женой и детьми.
Но не надо забывать, что у апостола Петра, как минимум, была теща.
Однако при возникновении тех или иных коллизий и нестроений, которые могут сопровождать семейную жизнь на практическом уровне, в ретроспективном сознании у людей может возникать вопрос: предположим, если брак между православной и католиком был совершен в католическом храме, то вполне ли были достаточными то чинопоследование, те молитвы, то выраженное согласие для того, чтобы этот союз православная сторона считала вполне благословленным и освященным Богом?
Понятно, что сходные затруднения могут возникнуть и у католической стороны. Так, если православная сторона может смущаться тем, что пресвитерско-епископское возглавление не имело столь полного характера, как в традиции Православной Церкви, то католическая сторона может смутиться на сегодня практически отсутствующей активностью жениха и невесты в чинопоследовании православного Венчания.
Для этого необходимо обратиться в церковный суд.
Обычно священник архиепархии устанавливает свои правила и требования, предъявляемые к заключению брака в католической церкви между представителями данного вероисповедания.
Нужно заметить, что подготовка к торжественному событию займет не менее полугода.
В некоторых храмах дополнительно требуется прохождение предсвадебных курсов. В данной статье подробно рассмотрен вопрос о том, как правильно заключается брак между католиком и католиком.
Православие и католицизм
Православие представляет собой одно из главных направлений в христианстве.
А католицизм является одной из трех основных христианских конфессий.
В присутствии столь ученой корпорации, когда мы уже слышали и еще услышим доклады, освещающие проблемы межконфессионального брака – брака между православными и католиками – с богословской и канонической сторон в перспективе видения и той и другой Церкви, мне представляется существенно важным дополнить этот несомненно базисный компонент нашей встречи компонентом практическим – рассмотрением хотя бы некоторых реальных ситуаций и проблем, которые сегодня возникают в смешанных семьях: так, как эти проблемы видятся в России начала XXI столетия членами Русской Православной Церкви, в том числе в рассеянии сущими (в частности, в Западной Европе), но именно в пастырско-практической перспективе.
Как обстоит дело в Католической Церкви, лучше послушать наших католических братьев, однако мне представляется, что и здесь, учитывая секуляризацию сознания и очевидное влияние ценностей современной цивилизации, дело обстоит не слишком отличающимся образом. Однако столкновение, хотя бы теоретическое, подходов может иметь место и привести в целом ряде случаев к непростым болезненным ситуациям все в той же предельно деликатной сфере, не коснуться которой мы не могли, когда речь идет о полноте семейной жизни.
Крещение и воцерковление детей
Итак, опять же имея благой помысел о наших разноконфессиональных супругах, будем уповать на то, что они так или иначе согласуют время постов и воздержания, а в прочие периоды церковного года будет иметь место то, вследствие чего у них родятся дети.
? Притом что, как мы знаем, в самом понимании совершения Таинства Брака есть определенного рода богословские различия.
Как указывается в 1623 параграфе Катехизиса Католической Церкви: «В Латинской Церкви обычно считается, что сами супруги как служители Благодати Христовой взаимно даруют друг другу Таинство Брака, выражая перед Церковью свое согласие». В том же Катехизисе вполне справедливо свидетельствуется, что «в Восточных литургиях священник или епископ является служителем Таинства, и он, получив обоюдное согласие супругов, венчает последовательно мужа и жену в знак супружеского союза».
Собственно, второе понимание соответствует православному осмыслению Таинства Брака, когда возглавляющий чинопоследование браковенчания пресвитер или – реже – епископ и понимается как его совершитель.
Казалось бы, чисто теоретический момент.
Иногда он ходит то в православную церковь, то в костел, а иногда и вовсе остается некрещеным, если родители не смогли договориться и ожидают решения от самого ребенка.
Можем ли мы хотя бы надеяться на то, что здесь допустимо выработать какие-то согласованные подходы? Мне на сегодня не очень понятно, какие договоренности здесь могут быть достигнуты; скорее, можно обозначить то, что ни в коем случае не должно иметь места: это принуждение, апелляция к гражданскому законодательству той или иной страны, вторжение нерелигиозных факторов при принятии такого рода решения (скажем, экономического или социального преимущества того или иного супруга).
Дополнительно следует обратиться в мэрию или ратушу, чтобы получить соответствующее разрешение на заключение брака.
Об оформлении отношений с инославными
Сначала необходимо разобраться в том, что собой представляет понятие «инославие». Это наименование не православных христианских исповеданий, к которым относят католицизм, протестантизм, армяно-григорианство.
Нужно помнить о том, что столкновение подходов, которые были приняты в Католической и Православной церквях и в ряде случаев столь отличных к решению внутрисемейных проблем при заключении брака между представителями разных религиозных направлений может привести к непростым ситуациям в семье.
Если обратить внимание на церковную практику последних столетий, то Православная церковь допускает заключение браков между католиками и православными.
И здесь могут возникнуть свои серьезные проблемы, хотя в общем-то и они преодолимы.
Значительно сложнее ситуация, когда встречаются два религиозно последовательных человека.
Когда встречается два крепко верующих человека – традиционный православный и добрый католик, – первый вопрос, который возникает: где заключать брак? Мы исходим из того, что обе Церкви безусловно признают действительность епископата другой Церкви. Для Католической Церкви нет вопроса о действительности православных Таинств (после Второго Ватиканского Собора) до Евхаристии включительно, а для Православной Церкви (оставим сейчас пока за скобками вопрос о Евхаристии), конечно же, нет вопроса о действительности брака, совершаемого в Католической Церкви (хотя Вы встретите православных священников и мирян, которые здесь знак вопроса поставят).
Человек лишь формально религиозный может опуститься до атеистического сознания, начать испытывать враждебность к религиозному воспитанию детей уже скорее не как латентный католик или латентный православный, а просто как носитель современного секулярного мировоззрения, по сути дела как атеист, деист или агностик.
Согласия на развод и второй брак, кстати, никто не даст.
Если же священником хочет стать неженатый мужчина, то ему нужно понимать, что в брак он, скорее всего, не вступит. Но тоже бывают исключения.
Все эти нормы установлены церковью.
Она их может и поменять.
Есть мнение, что женатому батюшке проще работать с прихожанами, потому что у него есть матушка, которая может заниматься и бытом, и помогать в церкви.
Обет безбрачия, таким образом, обязательно давать только монахам, которые могут, если захотят, уйти из монастыря, начать служить в храме. Но и при таком положении дел им нельзя жениться.