Можно ли отнести договор перевалки грузов к организационным договорам
Основная цель организационного договора — это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполнения обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей перевозки на данном виде транспорта и предшествующих приему груза к перевозке.
Степень применения этих договоров и их роль на отдельных видах транспорта несколько различны, но заключение подобных договоров преследует одну цель: урегулировать в ходе исполнения обязательств по перевозке такие взаимоотношения грузоотправителей (грузополучателей) и перевозчиков, которые, учитывая специфику отдельных видов транспорта, не получили достаточного нормативного развития, т.е.
Глава 5 Закона сконструирована таким образом, чтобы в максимально возможной степени защитить оператора против претензий заказчика — отправителя, получателя, перевозчика и любого иного лица.
Приступая к анализу ст. 21 Закона «Особенности приема и сдачи грузов», следует отметить, что согласно п. 5 ст.
Таким образом, товары передаются с одного вида транспорта на другой при прямом смешанном сообщении не только на основании единого транспортного документа, но также и на основании узлового соглашения между перевозчиками различных видов транспорта. Узловые соглашения направлены на установление порядка перевалки груза с одного вида транспорта на другой.
Поскольку в морских портах осуществляется перевалка грузов, перевозимых в соответствии с законодательством, действующем на различных видах транспорта, представляется, что здесь должна была сохраняться формулировка транспортных уставов и кодексов. Что касается порядка рассмотрения претензий, то он в основном следует правилам, установленным транспортным законодательством.
Со дня предъявления претензии оператору течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на данную претензию или установленного для ответа срока. Основания приостановления течения срока исковой давности устанавливаются ст.
198 ГК РФ и иными законами. Закон о морских портах является одним из таких специальных законов. Срок исковой давности после его возобновления удлиняется до 6 месяцев.
Законом установлен сокращенный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевалки.
организационным. Его цель — организация перевозок грузов, предъявленных перевозчику отправителем. Заключение договора об организации перевозок груза является основанием для возникновения в будущем между перевозчиком и отправителем обязательства по возмездному оказанию услуг по перевозке грузов.
Договор об организации перевозок является консенсуальным, взаимным и безвозмездным.
Существенное условие договора об организации перевозок грузов — условиеопредметедоговора — объемы, срокиидругиеусловияпредоставлениятранспортныхсредствипредъявлениягрузовкперевозке (ст.
798 ГК).
Билеты на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, выдаются без указания имени пассажира. Однако это обстоятельство не дает права считать билет ценной бумагой на предъявителя, т.е.
бумагой, обладание которой дает право требования того, что составляет ее содержание.
Кредитором является тот, кто имеет право на этот документ. Если признать билет ценной бумагой на предъявителя, то получится, что он рассчитан на свободную передачу его другим кредиторам.
10.5.
10.5.1. Организационные транспортные договоры
В оптовом обороте хозяйствующим субъектам часто приходится совершать систематические перевозки товаров, осуществляя которые перевозчик и товаровладелец при необходимости могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст.
798 ГК РФ). Этот вид организационных договоров является оптимальной формой регулирования взаимоотношений между перевозчиком и товаровладельцем (грузоотправителем или грузополучателем), осуществляемых на долгосрочной основе.
Согласно определению перевалки грузов (подпункт 9 ст. 4 Закона о портах) под перевалкой грузов понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Следует подчеркнуть, что этот вид услуг назван комплексным. Услуги по перевалке грузов являются разновидностью возмездного оказания услуг, предусмотренных главой 39 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Согласно ст.
НК РФ). Следовательно, если стоимость услуг хранения товара на складе не включена в цену договора и не оплачивается покупателем дополнительно, считается, что услуга оказана безвозмездно. И исполнитель, выступающий одновременно хранителем, обязан начислить НДС исходя из рыночных цен на услуги по хранению товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация. Какой договор может считаться смешанным: понятие, признаки и элементы
<�…
«Особый интерес среди существующих договорных конструкций представляет смешанный договор, соединяющий в себе элементы различных гражданско-правовых договоров.
Во всех остальных случаях при просрочке доставки пассажира транспортная организация обязана возмещать ему связанные с этим убытки, которые возникают из-за опоздания пассажира, например, на важные переговоры, у транзитных пассажиров и т.д. Например, в январе 1997 г. авиарейс «Владикавказ — Москва» был задержан на трое суток. Как потом выяснилось, причиной задержки явились не явления стихийного характера и неблагоприятные метеорологические условия, а отсутствие у соответствующих служб аэропорта механизмов для расчистки взлетной полосы. Перед транспортной организацией был поставлен вопрос о возмещении убытков пассажирам.
Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.
Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту будут регулироваться технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, и в этих правилах должны содержаться правила приема и сдачи грузов, осуществляемых оператором морского терминала и перевозчиком, определение места приема и сдачи грузов, порядок оформления приема и сдачи грузов и другие правила.
При сопоставлении указанных положений с нормами ст. 21 Закона можно предположить, что первоначально при разработке законопроекта были сформулированы требования, изложенные в ст. 21, а впоследствии было решено все нормы, относящиеся к приему и сдаче грузов, сосредоточить в специальных Правилах, утверждение которых предусматривалось в ст. 17 Закона «Правила оказания услуг в морских портах».
ГК РФ участники гражданского оборота свободны не только в выборе поименованных в законе способов обеспечения обязательств, но и в согласовании иных, прямо не указанных в законодательстве, видов обеспечения. Следовательно, согласование сторонами обеспечения обязательства по поддержанию определенного объема отгрузки предоставлением денежной суммы соответствует ст.
329 ГК РФ и основывается на принципе автономии воли (п. п. 1, 2 ст. 1 ГК РФ) (см. Определение ВАС РФ от 7 декабря 2012 г. N ВАС-16022/12 по делу N А56-60388/2011); 3) сроки перевалки груза. Определение сроков является важным условием надлежащего исполнения договора.